Наталия Смирнова
Фотоочерк «Терем госпожи Перцовой»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы с вами, дорогие друзья, продолжаем гулять по московским улицам. Но расскажу я в этой публикации только об одном очень интересном доме.
Не так давно на просторах интернета наткнулась я на предложение рассказать об интересных зданиях в своем городе. В публикации был помещен рассказ о «китайском» чайном доме на Мясницкой улице. Об этом доме я уже подробно рассказывала прошлым летом. А в комментариях к посту Наташа Попова попросила рассказать меня о «тереме» госпожи Перцовой. Вот сегодня мы туда и отправимся.
Публикация «Фотоочерк „Терем госпожи Перцовой“» размещена в разделах
Попасть к искомому дому, что на Пречистенской набережной можно разными путями. Для тех, что захочет его найти- дом находится прямо на против фабрики «Красный октябрь», на другом берегу Москвы-реки.
Мы же пройдем по уже знакомой нам Волхонке до храма Христа Спасителя и свернем на Самойловский проезд.
Уже от храма, если посмотреть в сторону реки, хорошо виден резной конек на крыше искомого дома.
Здание было построено в 1907 году и принадлежало Зинаиде Алексеевне Перцовой, жене инженера путей сообщения Петра Николаевича Перцова.
Будучи известным меценатом и покровителем искусства, Петр Николаевич Перцов задумал построить доходный дом для одарённых художников и артистов. В 1902 году подобрать подходящее место ему помог известный коллекционер Иван Цветков, посоветовавший участок с видом на Кремль и храм Христа Спасителя. В благодарность за рекомендацию Перцов дал слово построить дом в русском стиле.
Зимой 1905 года был объявлен закрытый конкурс на составление проекта доходного дома. Перцов выдвинул два основных условия: строение должно было «отвечать духу и преданиям Москвы и требованиям современности». Также он оставил за собой право выбрать замысел любого из номинантов.
Премию в 800 рублей и первое место выиграл Аполлинарий Васнецов, но будущему хозяину дома больше понравилась работа Сергея Малютина, занявшая второе место. Это было здание в стиле русского ампира, которое, будучи необычным и интересным, не совсем соответствовало условиям конкурса.
Изначально Перцов планировал переработать проект Малютина, но среди отвергнутых эскизов художника увидел здание, полностью отвечающее его пожеланиям. Это был жилой комплекс в неорусском стиле, в основе которого лежал типовой трёхэтажный дом, построенный на этом участке в 1886 году. По задумке автора к нему добавили мансарду, оборудованную под художественные студии, со стороны набережной пристроили четырёхэтажный особняк, а вдоль переулка — боковой корпус, примыкающий под острым углом.
Архитектором проекта выступил Николай Жуков, который сумел объединить художественный замысел Малютина в цельный и гармоничный ансамбль. Руководителем строительства был назначен инженер Борис Шнауберт. Работы велись под непосредственным надзором хозяина дома, вносившего коррективы по хозяйственному и техническому устройству. Художественное оформление здания Перцов полностью доверил Малютину.
По рекомендации художника для создания керамической мозаики пригласили выпускников Строгановского училища из артели «Мурава». Интерьеры Малютин задумал в русском стиле с обилием резных деревянных элементов, которые выполнили выписанные из Нижегородской губернии кустари.
В апреле 1907 года Пётр Перцов с семьёй вселился в квартиру, занимавшую три этажа корпуса на набережной.
Большую часть помещений дома Перцовой сдавали в аренду, одно из них занял сам Сергей Малютин, он также приспособил часть подвала под хранилище своих работ. В разное время в здании арендовали студии Константин Игумнов, Борис Пронин, Никита Балиев, Александр Куприн, Павел Соколов-Скаля, Роберт Фальк, Василий Рождественский, Натан Альтман.
Весной 1908 года подвалы дома пострадали от московского потопа. Елена Константиновна Малютина, пытаясь спасти работы мужа от воды, сильно простудилась и умерла. Были утеряны некоторые из незаконченных картин художника: «Царевна», «Леший», «Баба-яга», а также монументальное полотно «Куликово Поле».
В 1908 году в другом подвале здания открылось кабаре «Летучая мышь». Его основатели Никита Балиев и Николай Тарасов задумали создать неформальную площадку, где актёры Художественного театра смогли бы устраивать капустники и забавные представления. Для размещения танцевального зала Перцов углубил подвал на аршин и застелил пол дубовым паркетом. По распространённой легенде во время осмотра помещения на Балиева и Тарасова вылетела летучая мышь, в честь которой и был назван театр.
Кабаре сразу стало известно в богемных кругах, но попасть на представление можно было только по специальному приглашению. Каждый новый посетитель проходил обряд посвящения, давая обещание не обижаться на происходящее. На сцене театра можно было увидеть танцующего польку Василия Качалова, демонстрирующих французскую борьбу Фёдора Шаляпина и Леонида Собинова, дирижировавшего оркестром Владимира Немировича-Данченко и мхатовских артистов. Кабаре просушествовало в доме Перцовой до 1909 года, потом было перенесено в более просторное помещение в Малютинском переулке.
В 1918 году здание было отреставрировано известным архитектором Виктором Мазыриным, прославившимся строительством особняка Арсения Морозова. Пётр Перцов с семьёй прожил в своём доме до 1922-го. Он являлся хранителем ценностей храма Христа Спасителя и был осуждён на пять лет за содействие церкви и ходатайство о прекращении нападок на религиозные общины в прессе. Через год после ареста инженера помиловали, но дом на Пречистенской набережной был национализирован.
В бывшей квартире Перцовых поселился Лев Троцкий, остальные помещения заняли военные деятели, среди которых были Николай Подвойский, Константин Мехоношин, Эфриам Склянский. Некоторые исследователи полагают, что именно в это время ликвидировали большую часть внутреннего убранства: сняли деревянную резьбу, побелили потолки и заштукатурили лепнину.
В 1935 году согласно генеральному плану реконструкции Москвы дом Перцовой и другие здания вблизи храма Христа Спасителя подлежали сносу. На их месте должна была расположиться площадь Дворца Советов, но проект, к счастью, не был реализован, и исторические постройки уцелели.
С середины 1970-х дом Перцовой находится в ведомстве Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России. Здание переоборудовали под офисы, а в подвальных помещениях организовали столовую.
Хочу обратить ваше внимание на обилие зелени в центре города, это, безусловно радует, но, увы, мешает как следует рассмотреть дом). Но я надеюсь, что все же кое что увидеть удалось и вы узнали что-нибудь новое и интересное!
Благодарю за внимание!