Наталия Смирнова
Фотоочерк «Скромница из тьмы московских улиц, улица Покровская моя»
▼ Скачать +Заказ
Русь в кичке, в красной душегрейке,
Она как будто за сто лет,
Живёт себе на Маросейке,
А до Европы дела нет.
П. Вяземский
Продолжаем нашу очередную московскую прогулку. Сегодня мы пройдем по Маросейке и Покровке почти до Чистых прудов. Сама прогулка состоялась 19 мая, после сильной майской грозы, которая пронеслась над городом ночью.
Но прежде чем «идти» дальше, давайте-ка вернемся немного назад, на Мясницкую улицу к усадьбе Черткова. Уж больно многие спрашивали про «татарского царевича Ивана»)
Публикация «Фотоочерк „Скромница из тьмы московских улиц, улица Покровская моя“» размещена в разделах
Итак, начнем с того, что русским государям служили многие татарские царевичи. Но кто же именно тот «царевич»?
Иван Васильевич Касимовский — касимовский царевич, сын последнего касимовского хана Сеид-Бурхана (в крещении Василий Арасланович). Совместно с братом, Семеном Васильевичем, с 1685 г. упоминается в Разрядах при описании различных дворцовых церемоний и выходов. Указом 13 сентября 1686 г. его род велено внести в новую родословную книгу. Его сын, Василий, был женат на сестре Прасковьи Федоровны Салтыковой. Умер Иван Васильевич, вероятно, в 1728 г.
Ну, вроде как с царевичем разобрались, поэтому идем дальне. Откуда взялось название «Маросейка» я рассказала в прошлый раз.
В XV—XVI веках на Покровке располагались царские сады; «царская дорога» по Маросейке в Преображенское и Измайлово привлекала знать. В 1638 году из 83 домов на Маросейке 62 занимали представители боярских семей. В то же время на улице селились иностранцы. Сокращение православной паствы побудило духовенство искать защиты у Михаила Фёдоровича, и в 1643 году вышел указ, запрещавший скупку дворов иностранцами и закрывший т. н. ропаты — лютеранские молитвенные дома. Алексей Михайлович в 1652 году и вовсе выселил всех европейцев из города — в Немецкую слободу. В конце XVII — начале XVIII века на Маросейке жили Артамон Матвеев, Иван Милославский, Иван Мазепа.
После петровских реформ иностранцы вновь вернулись на Маросейку. В нынешнем Армянском переулке обосновалась купеческая династия армян Лазаревых, ставшая ядром московской армянской общины. На Маросейке жил полководец П. А. Румянцев-Задунайский, князья Барятинские, Салтыковы. Однако после пожара 1812 года, уничтожившего южную сторону улицы, все дома перешли в руки купечества. В 1840-е годы новый владелец дома Румянцева, купец Каулин, уничтожил росписи интерьеров, а в 1880-е годы дом был полностью перестроен купцами Грачёвыми под торговое подворье; здесь базировалась Городская аукционная контора.
В 1900-е—1910-е годы Маросейку перестраивают архитекторы И. А. Иванов-Шиц и М. С. Лялевич, но большая часть улицы и по сей день сохраняет застройку первой половины XIX века.
Церковь бессребреников Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии.
Церковь выстроена по проекту М. Ф. Казакова в 1791—1793 годах (отделка закончена к 1803 году) на месте древней обветшавшей церкви. Строительство велось на средства М. Р. Хлебникова, владельца дома, стоявшего по другую сторону улицы (ул. Маросейка, 17, ныне посольство Республики Беларусь).
Дом № 17 по Маросейке- последний (к сожалению фотография не получилась, далее- улица Покровка.
Пусть другим Тверские приглянулись.
Ну а мне, кажись, милей Кремля,
Скромница из тьмы московских улиц,
Улица Покровская моя.
В. Казин
Улица названа по церкви Покрова Божией Матери, или Покрова в Садех (у великокняжеских садов, впервые упомянутой в 1488 году и находившейся в начале Маросейки, на месте дома № 2 (Маросейка до конца XVII века не выделялась в особую улицу). Церковь — сначала собор Покровского великокняжеского монастыря, по ликвидации монастыря приходская церковь, была снесена около 1778 года при организации усадьбы Разумовских. В XVIII веке, наоборот, Маросейкой стали называть улицу вплоть до Покровских ворот, а Покровкой — только улицу в Земляном городе; и только в XIX веке границей между Маросейкой и Покровкой стал считаться Армянский переулок.
В доме 13/1 (бывший магазин доходного владения И. Н. Шинкова) сейчас находится Музей уникальных кукол. Всем очень рекомендую его посетить. О этом музее подробно я расскажу в отдельной публикации, а пока еще немножко о истории Покровке, тем более, что мы уже подошли к стыку Покровского и Чистопрудного бульваров.
В 1940 году Покровка была переименована в улицу Чернышевского, чтобы увековечить память писателя, которого советские историки рассматривали как вдохновителя русских революционных движений XIX века. На площади Покровских Ворот, через которую проходит улица, был поставлен памятник Чернышевскому.
В 1992 году, на волне возвращения центральным улицам Москвы их исторических названий, улицу Чернышевского вновь переименовали в Покровку.
Покровка была, в сущности, продолжением Ильинки за Ильинскими воротами и возникла вдоль дороги Хомутовки (к великокняжеским бортям у села Хомутова на Клязьме, на территории нынешнего города Щёлково). Вплоть до XVI века на месте Покровки был лес, через который проходила дорога; у начала дороги был построен Покровский великокняжеский монастырь. В XVI веке Покровка застроилась слободами, но медленнее, чем западная часть Москвы, и за Покровскими воротами ещё простиралась полусельская местность с дорогой Хомутовкой. В XVII веке по Покровке стала проходить «царская дорога», по которой царь ездил в свои сёла Покровское-Рубцово, Преображенское и Измайловское: на Покровке появились дома знати. В 1633 году указом царя Михаила Фёдоровича был замощён брёвнами отрезок улицы в Земляном городе (в Белом городе были деревянные мостовые уже в предыдущем столетии). Деньги на устройство мостовых взимали с дворов и лавок, расположенных на улице.
Покровка тянется от Армянского переулка (у дома 17 по Маросейке) до Земляного вала, мы всю улицу не пройдем, в следующий раз свернем на Чистопрудный бульвар.
Благодарю за внимание! До новых встреч!