Лариса Гацко
Фотоотчет экскурсии в «Щурово городище»
▼ Скачать + Заказать документы
Фото отчет экскурсии в «Щурово городище».
Гацко Лариса. Блог.
Ой вы гой еси, добры людушки!
Добры людушки-
Светлы душеньки!
Светлы душеньки –
Буйны головы!
Приходите-ко,
Собирайтеся,
Сказ послушать мой
Про чудесный град.
На земли стоит
Он на Суздальской
Стариною дышит
Он русскою.
Отворим врата деревянные –
Да в историю Руси матушки.
Публикация «Фотоотчет экскурсии в „Щурово городище“» размещена в разделах
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» февраль 2020
«Щурово городище» - это небольшой музей живой истории в г. Суздаль. Возникло оно как декорации к фильму Павла Лунгина «Царь», который снимался в Суздале в 2008 году.
«Щурово городище» - уникальное место, где можно окунуться в быт Древней Руси и узнать о традициях и культуре наших предков.
На территории музея полностью воссоздано традиционное селение времен Киевской Руси. Здесь расположены избы, кузница, печь, которая топилась «по-черному», сараи, землянки, загоны для скота, колодец и даже есть небольшой огород. Также представлены разнообразные транспортные средства славян: телеги, сани, возки.
Транспортные средства.
Первые печи, которые топились "по-черному".
Кузница.
Любимец посетителей "Щурова городище".
На территории музея есть необычный экспонат – колоритное «дерево желаний». Его «густая крона» - это ленточки пожелания.
Оказывается, в народной культуре древних славян дерево являлось объектом поклонения. К категории почитаемых и священных относились деревья старые, одиноко растущие в поле или вблизи источников. К этим деревьям приходили люди, чтоб избавиться от болезней, сглаза, бесплодия. Они приносили дары и жертвы ( вывешивали на деревьях свои вещи: пояса от одежды, платки, ленты, молились, прикасались к деревьям. Дубы, вязы и другие крупные деревья относились к заповедным. Запрещалось рубить их и наносить вообще какой-нибудь вред. Такие деревья считались покровителями окрестностей – сел, домов, колодцев, озер, охраняли от града, пожаров, стихийных бедствий.
А побывав в «Хлебном доме» много узнаешь интересных исторических фактов.
Например, прежде чем испечь хлеб, нашим предкам надо было намолоть муки, поэтому в каждой избе имелся жернов. Жернов – это два камня песчаника. Чаще нижний камень вытачивали конусообразной формы, верхний надевали на него. В верхнем камне было отверстие, куда засыпалось зерно.
Если семья состояла примерно из 12 человек, чтобы всю семью накормить хлебом, женщины и подростки каждый день должны были по три-четыре часа молоть муку. Одно и тоже зерно через жернов пропускали 3-4 раза.
Жернова работали по ходу солнца. Ведь солнце для человека – это не только свет и тепло, но ещё и часы.
Муку сеяли через решето и сито. Оказывается, сито и решето – это не одно и тоже. Решетом пользовались ежедневно, у решета дырочки побольше, выходило больше муки, просеянная мука через решето была дешевле, но грубый помол муки был полезней для желудка.
У сита самые мелкие дырочки, из него выходило мало муки, мука была очень дорогая, хотя и не очень полезная. В бедных семьях ситом пользовались по большим праздникам.
Но зато к ситу относились, как к священному предмету. Когда-то люди говорили: «Не проходит в сито, бей в решето». Считали, что при помощи сита можно изменить погоду. Если долго не было дождя, урожай пропадал, сито поворачивали определенным образом и шел дождь. Сейчас, когда идет мелкий дождь, мы говорим моросит.
Если дождь шел долго, то вновь поворачивали сито с определенными заговорами.
Если у человека болела голова, люди верили, стоит сито надеть на голову и тихонько постучать по нему, такое действие способно остановить головную боль. Если в древности в городах вспыхивали какие-нибудь эпидемии, верили, что её остановить можно, если через сито пролить воду.
Каждый день мы едим хлеб и не задумываемся, почему он так называется.
Одна из версий: как только люди научились молоть муку, печь хлеб они пока не умели, муку замачивали и первый хлеб они хлебали. Отсюда и название.
Хлеб считали – это дар богов. У наших предков было много богов.
Бог неба – Сварог.
Богиня земли – Макошь, поэтому мякиш хлеба мы до сих пор называем в честь богини земли.
Бог плодородия – Ярило. Так до сих пор пшеница, которую мы сажаем весной называется у нас яровая.
Бог солнца – Даждьбог, дать человеку благо. Когда-то люди верили, что этот бог умирал зимой и рождался весной, и на его день рождение готовили млин, от слова молоть, мелкий. Это было перемолотое зерно, его варили в горшке и ели ложкой.
Для каждого такого бога в жертву человек обязан был отдавать самое дорогое. А дорогим была корова. Ведь ни коров, ни мяса люди изначально не употребляли в пищу и корову выращивали, как чисто жертвенное животное.
Для приготовления мяса в пищу выращивали специальных быков – говяда.
И вот когда, некоторая святость коровы была утрачена, люди стали сами в пищу употреблять коровье молоко, из-за этого в некоторых семьях она была единственная кормилица и они уже не могли её отдать.
Зато у человека появился хлеб. Хлеб сравнивали с золотом и солнцем. Поэтому, те, кто не могли отдать свою корову, заменяли жертвоприношение хлебом, пекли хлеб в печке в виде головы коровы, вскоре упростили занятие, стали печь хлеб в виде каравая и назывался он коровай.
А это туески.
Изготавливались они из коры березы, бересты. Применялись для хранения сыпучих продуктов, ягод. Кора бересты обладала антисептическими свойствами.
Корову доили в подойники,
затем выливали собранную сметану и сбивали масло с помощью ступки.
Палочка называлась пест, в честь её называется пестик в цветке. Когда-то масло не называли сливочным, а называли его коровное.
Ступка применялась не только для измельчения сыпучих продуктов, но и конопляного и льняного масла. В ступку засыпались семена этих растений.
Музей истории «Щурово городище» - это прекрасное место для семейного отдыха и познавательных экскурсий, где интересно не только взрослым, но и детям.
Посетив «Щурово городище» - этот самобытный островок славянской культуры, окунувшись во времена далекой Киевской Руси, ощущаешь такой душевный подъём. Кажется, что тебя напоили живительной влагой. Шутка ли - прикоснуться к своим корням, почувствовать запах эпохи, да, пусть и рукотворный, воссозданный в 20 веке, но настолько реалистичный. Прогуливаясь, изучая достопримечательности «Щурова городище», я в полной мере ощутила «зов предков» и радость от возможности на него откликнуться.
Благодарю всех, кто посетил мою страничку!