МААМ-картинки

Формы взаимодействия педагога с родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях

Татьяна В.
Формы взаимодействия педагога с родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях

Формы и способы взаимодействия педагога с родителями (законными представителями) детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях в условиях инклюзивного образования.

В статье рассмотрены некоторые формы и способы организации взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников и обучающихся в условиях инклюзивного образования в образовательных учреждениях.

Публикация «Формы взаимодействия педагога с родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях» размещена в разделах

Ключевые слова: формы взаимодействия с родителями, способы взаимодействия с родителями, инклюзивное образование.

Инклюзивное образование в Российской Федерации было закреплено законодательством РФ в 2012г. Оно было введено Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 2 и подтвердило права на его получение (ст. 5). В соответствии со статьей «инклюзивное образование представляет собой обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Благодаря этому закону дети с особенностями развития получили равные возможности со здоровыми сверстниками на получение образования и реализацию своих возможностей в общих образовательных и дошкольных учреждениях.

Кроме того, мы, педагоги, в своей повседневной работе видим, что количество детей с ОВЗ с каждым годом возрастает. Еще более усугубляет картину то, что родители в большинстве своем стали пассивными участниками в развитии и образовании своих детей. Современный родитель почти не уделяет достаточного внимания своему чаду, переложив образование, а порой, и воспитание своего ребенка на «плечи» образовательных учреждений.

Согласно ФЗ об образовании «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», «…образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

Но, к сожалению, в реальности все больше родителей занимают позицию стороннего наблюдателя в процессе образования своих детей. Для того, чтобы побудить родителей быть полноправными участниками образовательного процесса педагоги внедряют все больше и больше форм и способов взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и обучающихся. Дети с ОВЗ в силу своих особенностей здоровья требуют еще большего внимания и помощи со стороны взрослых.

Для благоприятной и успешной деятельности педагогу необходимо наладить «комфортный микроклимат» в детском и родительском коллективах, и именно активное участие родителей, их совместную деятельность внутри образовательного процесса, а также за его пределами, может сплотить их не только со своим чадом, но и со всем детским и взрослым коллективом. А также побудить родителей уделять больше времени на воспитание и образование своего ребенка и видеть плоды своих трудов в виде успешных и творческих сыновей и дочерей.

Термин совместная деятельность вошел в обиход практической отечественной психологии с работами Л. С. Выготского, изучавшего факторы, влияющие на развитие детей. Развитие он понимал, как процесс присвоения социального опыта. В своих работах Л. С. Выготский пришел к выводу, что благодаря совместной деятельности ребенка со взрослым первый развивается и может выполнить более сложные задания. И именно в совместной деятельности мы получаем благоприятные взаимоотношения среди членов коллектива.

Исходя из вышесказанного, мною были разработаны следующие формы и способы взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) в условиях инклюзивного образования.

Для детей дошкольного возраста очень важно развитие речевой активности и познавательной деятельности. В силу своего возраста и развития у дошколят очень часто возникают вопросы познавательного характера: что, где, почему? Ответить на эти вопросы на занятиях либо перед занятиями во время организационного момента (так называемые «минутки что-где-почему?») могут и сами дети. Но перед этим исследование вопроса и поиск ответа на него выполняет не педагог, а сам ребенок вместе с родителями. Затем ребенок делится новыми познаниями со сверстниками на «минутках что-где-почему?» в форме небольшого сообщения, подкрепленного изображениями для наглядности. Согласитесь, что применение данного метода даст больше пользы, чем, если бы ребенок услышал готовый ответ от педагога. Наверняка, родителям будет интересно узнать, о чем задумывается их ребенок, что его интересует и вместе найти на данный вопрос ответ и оформить его в виде небольшого сообщения. Также возможен вариант, когда результатами своей «исследовательской деятельности» ребенок делится совместно с родителем (можно использовать как очную, так и дистанционную формы общения).

Конкурсы чтецов и литературные гостиные стали неотъемлемой частью работы педагогов в образовательном процессе. Роль родителей сводилась к тому, чтобы выучить с ребенком стихотворение, а далее родитель выступает в роли зрителя. Но ведь куда интереснее тот конкурс чтецов, где родитель участвует в команде со своим чадом. Вместе подбирают костюмы для выступления, вместе читают произведение… Для ребенка совместное с родителем выступление дает невероятную поддержку в лице любимых людей, а значит и уверенность в себе, а также радость и гордость от совместной деятельности. Так как в группах детского сада и в классах школ в последнее время увеличивается количество детей с ОВЗ и часть из них в некоторых моментах не могут соперничать со сверстниками, поэтому, считаю устраивать конкурсы было бы не всегда целесообразно. Хорошая альтернатива в виде праздника чтецов будет радовать абсолютно всех участников проекта, в том числе родителей.

Подготовка литературной гостиной, театральной постановки в образовательном учреждении может дать большое поле деятельности для родителей, их организационных и творческих талантов. Родитель может принять участие в написании сценария, в подготовке реквизита и костюмов, в исполнении какой-либо роли или в качестве ведущего. Очень интересно, когда родители совместно с детьми участвуют в театральных постановках, где взрослый и ребенок являются равноправными участниками, а также поддержкой и примером для ребят.

Мы привыкли, что мастер-классы или творческие мастерские обычно проводятся специалистами образовательных учреждений для родителей, и это необходимо, чтобы показать родителям приемы, способы, игры и упражнения, направленные на развитие той или иной сферы деятельности ребенка. Но среди мам и пап есть увлеченные, талантливые люди, которые тоже могут поделиться знаниями и умениями. Почему бы не пригласить маму или папу провести мастер-класс для детей и педагогов, где они научать делать много интересного и полезного? Например, сделать разнообразных «кукол-мотанок» или же персонажей для кукольного театра из оригами, замысловатые фигурки из теста или цветы из лент, а может это будет моделирование автомобиля или корабля из подручных средств…

Для того, чтобы родитель мог увидеть образовательный процесс изнутри и понимал все его тонкости необходимо привлекать его к этому процессу в качестве участника, в роли помощника педагога на занятиях. Таким образом, родитель будет чувствовать себя частью коллектива, видеть взаимоотношения между детьми, особенности и способности каждого ребенка. На примере взрослых более успешные дети будут учиться помогать и направлять деятельность своих отстающих сверстников.

Несомненно, в процессе деятельности возникают вопросы и спорные моменты, предложения и задумки. Для решения таких моментов можно проводить круглые столы, где участники будут решать вопросы, радоваться успехам, внедрять новые задумки.

Конечно, активизировать современных родителей очень сложно, но не останавливайтесь! Постепенно втягивая их в этот увлекательный процесс взаимодействия со своими детьми, Вы получите в лице мам и пап себе союзников и помощников, с которыми впоследствии будете вместе радоваться и удивляться преображению карапузов в гармоничную развитую личность.

Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

Консультация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Аудио-видиогостиная как эффективная форма работы с семьей» Сивиринова.

Дидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возраста "СПРЯЧЬ ЗАЙЧИКОВ ОТ ЛИСЫ И ВОЛКА" Цель: закрепить знания детей о шести основных цветах и их названия, обучение индикации цвета. Материал:.

Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы)Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы) Достигнуть всестороннего развития ребенка невозможно без поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. А потому свою.

Фотоотчёт «Досуговые формы взаимодействия с родителями. День любимой мамочки»Фотоотчёт «Досуговые формы взаимодействия с родителями. День любимой мамочки» Актуальность: Мама считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно мама играет важную роль в жизни каждого человека. Формирование.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО»Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. БуктрейлерНаглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. Буктрейлер Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы взаимодействия педагога с родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях
Опубликовано: 23 февраля 2022 в 16:00
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД