Получи документы

Формы взаимодействия педагога с родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях

Татьяна В.
Формы взаимодействия педагога с родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы

Формы и способы взаимодействия педагога с родителями (законными представителями) детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях в условиях инклюзивного образования.

В статье рассмотрены некоторые формы и способы организации взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников и обучающихся в условиях инклюзивного образования в образовательных учреждениях.

Публикация «Формы взаимодействия педагога с родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях» размещена в разделах

Ключевые слова: формы взаимодействия с родителями, способы взаимодействия с родителями, инклюзивное образование.

Инклюзивное образование в Российской Федерации было закреплено законодательством РФ в 2012г. Оно было введено Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 2 и подтвердило права на его получение (ст. 5). В соответствии со статьей «инклюзивное образование представляет собой обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Благодаря этому закону дети с особенностями развития получили равные возможности со здоровыми сверстниками на получение образования и реализацию своих возможностей в общих образовательных и дошкольных учреждениях.

Кроме того, мы, педагоги, в своей повседневной работе видим, что количество детей с ОВЗ с каждым годом возрастает. Еще более усугубляет картину то, что родители в большинстве своем стали пассивными участниками в развитии и образовании своих детей. Современный родитель почти не уделяет достаточного внимания своему чаду, переложив образование, а порой, и воспитание своего ребенка на «плечи» образовательных учреждений.

Согласно ФЗ об образовании «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», «…образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

Но, к сожалению, в реальности все больше родителей занимают позицию стороннего наблюдателя в процессе образования своих детей. Для того, чтобы побудить родителей быть полноправными участниками образовательного процесса педагоги внедряют все больше и больше форм и способов взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и обучающихся. Дети с ОВЗ в силу своих особенностей здоровья требуют еще большего внимания и помощи со стороны взрослых.

Для благоприятной и успешной деятельности педагогу необходимо наладить «комфортный микроклимат» в детском и родительском коллективах, и именно активное участие родителей, их совместную деятельность внутри образовательного процесса, а также за его пределами, может сплотить их не только со своим чадом, но и со всем детским и взрослым коллективом. А также побудить родителей уделять больше времени на воспитание и образование своего ребенка и видеть плоды своих трудов в виде успешных и творческих сыновей и дочерей.

Термин совместная деятельность вошел в обиход практической отечественной психологии с работами Л. С. Выготского, изучавшего факторы, влияющие на развитие детей. Развитие он понимал, как процесс присвоения социального опыта. В своих работах Л. С. Выготский пришел к выводу, что благодаря совместной деятельности ребенка со взрослым первый развивается и может выполнить более сложные задания. И именно в совместной деятельности мы получаем благоприятные взаимоотношения среди членов коллектива.

Исходя из вышесказанного, мною были разработаны следующие формы и способы взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) в условиях инклюзивного образования.

Для детей дошкольного возраста очень важно развитие речевой активности и познавательной деятельности. В силу своего возраста и развития у дошколят очень часто возникают вопросы познавательного характера: что, где, почему? Ответить на эти вопросы на занятиях либо перед занятиями во время организационного момента (так называемые «минутки что-где-почему?») могут и сами дети. Но перед этим исследование вопроса и поиск ответа на него выполняет не педагог, а сам ребенок вместе с родителями. Затем ребенок делится новыми познаниями со сверстниками на «минутках что-где-почему?» в форме небольшого сообщения, подкрепленного изображениями для наглядности. Согласитесь, что применение данного метода даст больше пользы, чем, если бы ребенок услышал готовый ответ от педагога. Наверняка, родителям будет интересно узнать, о чем задумывается их ребенок, что его интересует и вместе найти на данный вопрос ответ и оформить его в виде небольшого сообщения. Также возможен вариант, когда результатами своей «исследовательской деятельности» ребенок делится совместно с родителем (можно использовать как очную, так и дистанционную формы общения).

Конкурсы чтецов и литературные гостиные стали неотъемлемой частью работы педагогов в образовательном процессе. Роль родителей сводилась к тому, чтобы выучить с ребенком стихотворение, а далее родитель выступает в роли зрителя. Но ведь куда интереснее тот конкурс чтецов, где родитель участвует в команде со своим чадом. Вместе подбирают костюмы для выступления, вместе читают произведение… Для ребенка совместное с родителем выступление дает невероятную поддержку в лице любимых людей, а значит и уверенность в себе, а также радость и гордость от совместной деятельности. Так как в группах детского сада и в классах школ в последнее время увеличивается количество детей с ОВЗ и часть из них в некоторых моментах не могут соперничать со сверстниками, поэтому, считаю устраивать конкурсы было бы не всегда целесообразно. Хорошая альтернатива в виде праздника чтецов будет радовать абсолютно всех участников проекта, в том числе родителей.

Подготовка литературной гостиной, театральной постановки в образовательном учреждении может дать большое поле деятельности для родителей, их организационных и творческих талантов. Родитель может принять участие в написании сценария, в подготовке реквизита и костюмов, в исполнении какой-либо роли или в качестве ведущего. Очень интересно, когда родители совместно с детьми участвуют в театральных постановках, где взрослый и ребенок являются равноправными участниками, а также поддержкой и примером для ребят.

Мы привыкли, что мастер-классы или творческие мастерские обычно проводятся специалистами образовательных учреждений для родителей, и это необходимо, чтобы показать родителям приемы, способы, игры и упражнения, направленные на развитие той или иной сферы деятельности ребенка. Но среди мам и пап есть увлеченные, талантливые люди, которые тоже могут поделиться знаниями и умениями. Почему бы не пригласить маму или папу провести мастер-класс для детей и педагогов, где они научать делать много интересного и полезного? Например, сделать разнообразных «кукол-мотанок» или же персонажей для кукольного театра из оригами, замысловатые фигурки из теста или цветы из лент, а может это будет моделирование автомобиля или корабля из подручных средств…

Для того, чтобы родитель мог увидеть образовательный процесс изнутри и понимал все его тонкости необходимо привлекать его к этому процессу в качестве участника, в роли помощника педагога на занятиях. Таким образом, родитель будет чувствовать себя частью коллектива, видеть взаимоотношения между детьми, особенности и способности каждого ребенка. На примере взрослых более успешные дети будут учиться помогать и направлять деятельность своих отстающих сверстников.

Несомненно, в процессе деятельности возникают вопросы и спорные моменты, предложения и задумки. Для решения таких моментов можно проводить круглые столы, где участники будут решать вопросы, радоваться успехам, внедрять новые задумки.

Конечно, активизировать современных родителей очень сложно, но не останавливайтесь! Постепенно втягивая их в этот увлекательный процесс взаимодействия со своими детьми, Вы получите в лице мам и пап себе союзников и помощников, с которыми впоследствии будете вместе радоваться и удивляться преображению карапузов в гармоничную развитую личность.

Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

Консультация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Аудио-видиогостиная как эффективная форма работы с семьей» Сивиринова.

Дидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возраста "СПРЯЧЬ ЗАЙЧИКОВ ОТ ЛИСЫ И ВОЛКА" Цель: закрепить знания детей о шести основных цветах и их названия, обучение индикации цвета. Материал:.

Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы)Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы) Достигнуть всестороннего развития ребенка невозможно без поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. А потому свою.

Фотоотчёт «Досуговые формы взаимодействия с родителями. День любимой мамочки»Фотоотчёт «Досуговые формы взаимодействия с родителями. День любимой мамочки» Актуальность: Мама считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно мама играет важную роль в жизни каждого человека. Формирование.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО»Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. БуктрейлерНаглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. Буктрейлер Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы взаимодействия педагога с родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях
Опубликовано: 23 февраля 2022 в 16:00
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы взаимодействия педагога с родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна В. (УИ 546177) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД