Ирина Григорьева
Формы взаимодействия ДОУ с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Формы взаимодействия ДОУ с семьей
Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
Перед сотрудниками ДОУ стоит не праздный вопрос: как активизировать заинтересованность родителей и сделать их активными участниками воспитательного процесса?
Поэтому вопрос выбора форм взаимодействия между семьей и детским садом требует дополнительного внимания
Публикация «Формы взаимодействия ДОУ с семьей» размещена в разделах
При выборе и планировании той или иной формы работы воспитатели руководствуются своим багажом знаний, опыта, своими представлениями об особенностях современных родителей. И благодаря этому используют разнообразные формы сотрудничества, предполагающие активное включение родителей в организацию педагогического процесса в детском саду.
На примере работы в нашей группе, я покажу, как мы используем
как традиционные, так новые перспективные формы сотрудничества с родителями.
Девиз нашей работы с родителями: «От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству»
Как и прежде, родительские собрания остаются одной из самых востребованных форм работы с семьями. Обычно они организуются 3-4 раза в год. При этом очень важно, чтобы эти встречи не превращались в скучные лекции – здесь необходимо учитывать интересы родителей и освещать вопросы, которые актуальны для них.
При организации родительского собрания необходимо соблюдать следующие условия:
- обеспечивать комфортность участников собрания. Педагог не должен ставить себя «выше родителей» и оценивать правильность или неправильность родительских мнений, особо следует отмечать ценность обратной связи («нам очень важно ваше мнение», чтобы собрание носило дискуссионный характер;
- организовать пространство - нужно правильно разместить стулья и столы. Например, кругом или полукругом, буквой «П», чтобы все видели друг друга и могли свободно общаться;
- предупредить родителей заранее. Сообщать можно различными способами (например, подготовить письменные приглашения или красочное объявление);
- подготовить ручки, листы бумаги, различные материалы (если собрание носит практический характер)
В процессе подготовки к собранию для каждого родителя создается памятка, которую мы выдаем на руки по окончании встречи.
Чтобы привлекать как можно больше активных участников из числа родителей, собрания проводятся в виде круглых столов, дискуссий, посиделок.
Часто на собраниях мы демонстрируем презентации с фрагментами занятий, творческие достижения детей – специально для того, чтобы родители понимали важность происходящих в жизни детей событий, чувствовали свою причастность к успехам и достижениям малышей. Таким образом, достигается высокая посещаемость собраний.
Мы создали родительский клуб «Наши детки». Заседания клуба проводим, как правило, каждый месяц, где мы обсуждаем те вопросы и проблемы, которые были выявлены в результате анкетирования, опросов родителей, индивидуальных бесед и вопросов родителей. Приглашаем специалистов нашего сада для обсуждения конкретных специальных тем (педагог-психолог, логопед, мед. работник и др.)
Одна из интересных, перспективных и конструктивных форм информационно-аналитической работы с родителями называется «Почтовый ящик». У нас это специальная коробка - ящик для записок, но можно сделать и тетрадь, куда каждый может записать свои пожелания, замечания, идеи, предложения для воспитателей, заведующей или специалистов. В тех случаях, когда у родителей и воспитателя не хватает времени встретиться лично, такая форма работы дает возможность установить контакт и не потерять важную информацию. Все заданные таким образом вопросы, темы затрагиваются на родительских собраниях, заседаниях родительского клуба или же разъясняются в письменном виде.
Информационная связь педагога и родителей у нас осуществляется за счет средств наглядности. В этих целях мы используем информационные стенды, папки-передвижки, буклеты, памятки. Они отражают самые актуальные проблемы и освещают важные события, происходящие в детском саду: ближайшие праздники, поздравления именинников, планируемые походы, встречи гостей, экскурсии, важные конкурсы, индивидуальное и коллективное творчество детей, советы специалистов, другая важная информация.
Чем интереснее подобран материал, ярко оформлен и четко структуирован, тем чаще у родителей возникнет желание не только прочитать информацию, но и прийти на следующее мероприятие.
В этом учебном году мы запустили проект «Расскажи о ярком событии в вашей семье»- интересный и полезный для детей с точки зрения развития познавательной сферы, а также для развития речи воспитанников. Родители совместно с детьми готовят презентацию о запоминающемся событии в семье. Дети, приобретая новые умения, знания в семье, учатся рассказывать и описывать пережитое событие своим сверстниками. Это может быть, и традиционный праздник, и просто увиденная и очаровавшая ребенка, стрекоза. Ну, а родители приобретают ценный опыт совместного взаимодействия с детьми, учатся вводить ребенка в свой взрослый, и такой таинственный мир.
В нашей группе сложились традиции по проведению совместных торжеств и досугов. Педагоги и родители совместными усилиями организуют и проводят праздники и развлечения: «День знаний», «День матери», новогодние и весенние балы, поздравления нашим папам, мамам и бабушкам, к знаменательным датам нашей страны, а также проводятся регулярные выставки - конкурсы поделок, рисунков
В нашей группе активно развивается добровольная благотворительная деятельность. Родители оказывают помощь в оформлении помещений группы к торжествам и утренникам, помогают разнообразить предметно-развивающую среду, очень помогают с печатной продукцией для самостоятельной деятельности детей.
Также мы широко используем возможности современных видов связи
В конце года активным родителям, семьям вручаются грамоты, благодарственные письма
Таким образом, мы, на своем примере можем видеть, что творческое применение различных форм взаимодействия родителей и педагогов способствует созданию благоприятной эмоциональной атмосферы. Родители лучше воспринимают советы педагогов, становятся более откровенными, открытыми в отношениях с воспитателями, принимают активное участие в жизни детского сада.
Это позволяет утверждать, что использование различных форм взаимодействия педагогов и родителей оказывает положительный эффект на весь учебно-воспитательный процесс.