Галина Рузинова
Технология проектирования взаимодействия ДОО с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Для сближения родителей с окружающим социумом можно использовать ряд программ, предусматривающих общение в семейных клубах, родительских гостиных, проведение праздников, встреч с интересными людьми. Большую роль играют практические формы участия родителей в деятельности ДОУ совместно с детьми, например, проектная деятельность. Внедрение технологии проектирования в практику, представляет уникальную возможность, гуманизировать обучение и воспитание дошкольников, реализовать идею самоценности личности ребенка.
Публикация «Технология проектирования взаимодействия ДОО с семьей» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
С. В. Плахотников утверждает, что проекты могут быть «детскими», когда ребенок выступает полноправным автором, «взрослыми» и «детско –взрослыми»,так как детский сад является «детско-взрослым сообществом». Основой любого проекта является «вопрос» или «проблема». Без насущного вопроса проект превращается в имитацию.
Н. Е. Веракса выделяет три вида проектной деятельности : творческую, исследовательскую, нормативную и определяет общие для этих видов особенности:
-- проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая может быть решена прямым действием;
- участники проектной деятельности должны быть мотивированы и простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование;
- проектная деятельность имеет адресный характер, а следовательно, ярко выраженную социальную окраску.
Основными теоретическими позициями проектного обучения являются :
1. В центре внимания – ребенок.
2. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей смысл для ребенка.
3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень.
4. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях
Проект в отличии от занятий может длиться столь продолжительное время, сколько:
- у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;
- взрослым удается поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной темы и пополнять развивающую среду раскрывающими ее материалами;
- будет сохраняться творческая и методическая готовность взрослых поддерживать проект новыми идеями и ресурсами.
Тема проекта может быть на любую тематику. Проблема, которая является пусковым механизмом для начала работы над проектом, представляет собой противоречие между фактом и уровнем представлений детей о нем. Тематика может быть различной – отражать какое-либо природное явление или может быть приурочена к какому-то событию, празднику. Проекты могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными.
При реализации проектов решаются задачи :
- расширение представлений об окружающем мире;
- поддержание и удовлетворение детской любознательности;
- ознакомление и овладение детьми простейшими приемами наблюдений;
- формирование представлений о себе, стремления и умения заботится о себе и своем здоровье.
При оформлении проекта отражаются следующие позиции
1. Название проекта, которое отражает его содержание и задачи.
2. Вид проекта (творческий, исследовательский, практико-ориентированный и т. д.)
3. Проблема проекта (формулируется на основе ситуации педагогом).
4. Цель проекта – состоит в разрешении проблемы.
5. Цель работы детей в рамках проекта
6. Сроки реализации
7. Форма подведения итогов (презентация, выставка)
8. Реализация программных задач (в образовательных областях).
Структуру проекта могут составлять три фазы
Подготовительный. На этом этапе формируется проблема, цели и задачи проекта, разрабатываются мероприятия, происходит сбор информации, формируется банк данных.
Основной. Проводятся различные мероприятия, связанные с выполнением плана проекта, его задач.
Заключительный. Проводятся заключительные мероприятия, защита проекта.
Отличительной чертой проектной деятельности является то, она позволяет максимально тесно привлечь родителей воспитанников к воспитательно –образовательной деятельности ДОУ. Родители помогают искать и находить материалы к выполнению проекта, вместе с ними участвуют в оформление проекта (выставки) и др.