Наталья Трут
Формы работы с родителями в младшей группе
«От того, как прошло детство, кто вел
Ребенка за руку в детские годы, что вошло
В его разум и сердце из окружающего мира-
От этого в решающей степени зависит, каким
Человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Публикация «Формы работы с родителями в младшей группе» размещена в разделах
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Ответы на эти вопросы ищет каждый воспитатель.
Я работаю в младшей группе детского сада. Для меня важно знать не только особенности ребенка, но и те проблемы, которые часто возникают, когда из семьи дети поступают в детский сад. В своей деятельности я использую разные формы работы с родителями : консультации на темы «Ваш ребенок идет в детский сад!», «Адаптация ребенка в детском саду», «Упрямство – что же делать?», «Учим ребенка общаться!» и т. д., родительские собрания, анкетирование родителей, опросы, советы, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений, оформление фотомонтажей, совместное создание предметно-развивающей среды. Работа с родительским комитетом группы, беседы с детьми и родителями.
Работа с родителями ведется систематически и планово, коллективно и индивидуально.
С детьми я работаю по два года. Первый год мы с родителями налаживаем доверительные отношения. А на втором году нахождения в нашей группе родители начинают включаться в жизнь группы и детского сада.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. В информационном уголке для родителей мы периодически выставляем материал, это консультации и советы, там же разместили информацию о режиме группы. В уголке творчества мы выставляем и вывешиваем работы детей. Родители с большим удовольствием забирают эти работы домой, радуясь успехам своих детей.
Мы стараемся оформить группу так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые яркие, красочные пособия и игрушки. Самым главным, на мой взгляд, является то, как ребенка встречает воспитатель и дети, атмосфера в группе.
Очень хорошо, когда под рукой есть фотоаппарат, ведь родителям очень интересно, чем занимается их ребенок в детском саду. Родители приводят в детский садик самое дорогое, что у них есть – своих детей. И задача воспитателя сделать так, чтобы их богатство было в надежных руках. Мы часто делаем коллективные работы, и я стараюсь запечатлеть весь процесс нашей деятельности на фото, например: «Солнышко для любимых мам» и др.
За год наши родители успели уже поучаствовать во многих мероприятиях. Они принимали участие в выставках поделок посвященных «Яблочному Спасу», «Конкурс елочек», «Осенние дары». Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Я всегда хвалю родителей при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Многое у нас в группе и на площадке сделано руками пап и мам наших детей. К летнему периоду силами родителей был оформлен павильон, украшена площадка. Также был завезен песок в песочницу и на площадку.
Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, одно из итоговых собраний я провела в форме отчетного концерта. Очень тщательно готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивался его подготовкой. Вместе с муз. работником подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать атмосферу добра, уюта и тепла. На протяжении всего нашего концерта родители принимали активное участие. В конце этого собрания я вручила родителям грамоты.
Праздник, приготовленный ко Дню Матери, проходил также с активным участием родителей. Нами был подготовлен совместный танец мамы и ребенка. Разучивали его дома. Все откликнулись с большим удовольствием и заинтересовались. Затем мы продолжили общаться в группе за чаепитием и просмотром подготовленной презентацией «Вот как мы живем».
В дальнейшем нами планируется неоднократное проведение подобных мероприятий.
Я заметила, что родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Уже большее количество родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. Число родителей-наблюдателей уменьшается и все больше родителей-исполнителей.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. В моих планах всё чаще использовать нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.