Елена Горохова
Формы работы с детьми и родителями по воспитанию нравственности
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях дошкольного образования. Вызвано это, прежде всего тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, а иногда и циничности в поведении подрастающего поколения, утратой духовно нравственных ориентиров среди детей и молодежи. Поэтому нравственное воспитание дошкольников - основа всех основ, матрица семейной модели воспитания детей. От того, какой багаж знаний вложил взрослый, педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в будущем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.
Публикация «Формы работы с детьми и родителями по воспитанию нравственности» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Для работников в сфере дошкольного образования основным тезисом должны быть слова великого педагога Антона Семеновича Макаренко: «…Воспитывает всё : люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Поэтому всем нам необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.
Сегодня ребёнок окружен множеством разнообразных источников сильного воздействия, как позитивного, так и негативного характера.
Это в первую очередь средства массовой коммуникации сети ИНТЕРНЕТ, анимационные фильмы, «недетские» мультипликационные фильмы, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно только сообща, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.
Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания маленького человека, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Та атмосфера, которая царит в семье, переносится ребенком как модель деятельности и в детском саду; оказывается определяющей в формировании его внутреннего мира. Поэтому предназначение педагогов и воспитателей в дошкольном учреждении – быть наставником в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности маленького человека.
Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка приводит к большим проблемам воспитания детей в условиях ДОУ. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание. Как следствие этой проблемы - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Из психологии мы знаем, что мышление дошколят отличается предельной конкретностью, поэтому они нуждаются в помощи взрослых и педагогов для осознания общих моральных принципов, таких как справедливость, доброта, заботливость, вежливость и т. д., являющихся основой нравственного воспитания детей. Поэтому роль воспитателя дошкольного учреждения заключается в постоянном сопровождении ребенка, определяя, правильно ли дети воспринимают основные моральные установки и соотносят ли с ними свои и чужие действия и поступки.
При этом сам педагог должен быть всегда «на высоте» : образован, обладать эстетическим вкусом, отвечать моральным и нравственным критериям, т. е. своим примером и делами показывать правильность действий и поступков по отношению к окружающему миру, людям. Если дети 3 видят формальное отношение взрослых к своей работе или происходящему, то они чутко реагирую на фальшь, а значит, общие представления о правильном отношении к окружающим не трансформируются в конкретные поступки и могут навредить не меньше, чем отсутствие стройной системы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Значит нам, воспитателям, необходимо сделать так, чтобы маленький человек стал доверять воспитателю и открылся ему. А это прямой путь к получению новых знаний; приобретение умений и навыков к познанию самого себя и окружающего мира, к русскому народному творчеству (сказаниям, сказкам, книгам о добре и зле, в основе которых лежит духовность и толерантное отношение к людям; к пониманию что такое «хорошо», а что такое «плохо».
Вместе с детьми мы учим стихи о Родине, рисуем природу родного края, отражаем внутренний мир семьи. Включаем в образовательную деятельность и родителей (законных представителей) к выполнению совместных творческих работ; привлекаем к участию в проектной деятельности. Но главное - самостоятельная деятельность ребенка. Он вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. И задача педагога здесь: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему. В этом и есть предназначение воспитателя.
Образовательный процесс спланирован с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей через тематические занятия, проектную деятельность, исследовательскую работу, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей. Беседуя с детьми на темы : «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму», «Что такое дружба?», «Что такое подвиг?», «Добро и зло» и другие, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им вопросы, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта.
Эстетический фон нашим занятиям создают стихи, загадки, песни. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Уже с младшего возраста, читая народные сказки, у детей прививаем любовь к своим корням, 5 к своим истокам. Ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ. В своей деятельности используем не только дидактические, но и народные игры: во время занятий, в свободной деятельности, на прогулке. «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; рассказ «Мой характер и мои поступки»; «Расскажи, как ты помогаешь дома» и т. д. Традицией стало возложение цветов к «Вечному огню», разучивание стихов, посвященных Дню Великой Победы к 9 мая, проведение утренников и мероприятий на патриотическую тему.
Как элемент зрительного и действенного восприятия, в детском саду проводится множество праздников. А православные праздники - это особые праздники. Предварительно детям разъясняются подробно традиции, обычаи, слова, связанные непосредственно с данным праздником, как «Рождество Христово», «Святки», «Масленица», «Пасха», «Троица». Детей знакомят с доступными их пониманию рассказами о жизни христиан. К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы.
Особое место занимает формирование бережного и уважительного отношения детей к женщинам, к матери. Возрождение традиции празднования православных праздников содействует пониманию роли женщины в мире, дает возможность проявить и закрепить достойное отношение к женщинам на более глубоком основании. А проведение праздников «8 Марта» и «День Матери» закрепляют эти качества.
Включение труда в систему воспитания делает возможным целостное развитие личности ребенка. Формирование доброго разумного отношения к природе, предусматривает не столько накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней. Умение глядеть на мир с любовью свидетельствует о позитивном развитии духовно-нравственной и социокультурной сферы ребенка.
Основные задачи работы педагогов
по нравственному воспитанию детей :
1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для воспитания целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
Содержание и формы работы следующие :
1. Занятия по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей. С целью воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, краю, стране;
2. Экскурсии, целевые прогулки по родному селу и городу.
3. Знакомство детей с символами: гербом, флагом, гимном.
4. Тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
5. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
6. Воспитание уважения к труду.
7. Беседы с детьми о правилах поведения.
8. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.
9. Этические беседы. (В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками» соответствует ФГОС)
10. Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно–иллюстративного материала «Моя семья»). Совместные творческие работы детей и родителей.
11. Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике.
12. Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.
13. Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.
14. Проведение совместных с родителями праздников.
15. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения земляков.
16. Развитие интереса к традициям и промыслам.
Развивая в дошкольном учреждении основы духовно нравственного воспитания воспитанников, мы стараемся формировать в их характере, уме, душе и сердце доброту, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие, а самое главное – любовь к окружающему миру, семье, людям.