Екатерина Горкун
Формы работы по развитию речи детей раннего возраста в условиях реализации ФГТ
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ
Горкун Екатерина Николаевна,
воспитатель МДОУ «ЦРР-д/с №134 «Нотка»,
г. Магнитогорск
Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Речь, как средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка: игру, продуктивные виды деятельности, развлечения, прогулки и другие. Наряду с этим от качества речи, умения пользоваться ею в повседневной жизни, в игре и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, во многом зависит успешность деятельности самого ребенка, его принятие другими детьми и в целом статус в детском коллективе.
Публикация «Формы работы по развитию речи детей раннего возраста в условиях реализации ФГТ» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В раннем возрасте данная задача приобретает особое значение, так как этот период дошкольного детства является особенно благоприятным для развития речи ребенка. С года до трех лет происходит бурное развитие всех психических процессов и, в частности, речи и отдельных ее компонентов - звуковой культуры, грамматики и словаря.
В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования развитие речи дошкольников становится одной из задач образовательной области «Коммуникация», содержание которой направлено на «достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми». Иными словами необходимо научить ребенка свободному общению со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, а развитие компонентов речи выступает средством развития навыков общения. И, в свою очередь, изменения подхода к пониманию задач развития речи предполагает изменение подходов к организации образовательной работы с детьми по данному направлению. В контексте ФГТ акцент делается на совместную деятельность педагога и детей, на игровые формы взаимодействия и отсутствие жесткой регламентации детской деятельности.
В настоящее время основными формами работы по реализации задач образовательной области «Коммуникация» являются:
- организация взрослым различных видов детской деятельности - непосредственно образовательной деятельности, продуктивной деятельности, театрализованной, музыкальной и других;
- совместная со взрослым образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- самостоятельная деятельность детей.
В системе своей работы по развитию речи детей раннего возраста я использую данные формы работы в совокупности, так как это позволяет решать задачи образовательной области «Коммуникация» наиболее качественно. В то же время очень эффективными в становятся ситуации образовательного характера и ситуации общения, которые я также использую в практике речевого развития детей раннего возраста в рамках совместной деятельности в ходе режимных моментов. Такая форма педагогического взаимодействия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и в большей степени индивидуализировать образовательный процесс, сделать его более личностно-ориентированным.
Организация ситуаций общения с детьми раннего возраста в рамках речевого развития имеет свои особенности:
1. Ситуация общения организуется в любое время в режиме дня, может возникать спонтанно.
2. Небольшая продолжительность по времени (3-5 минут).
3. Организация ситуации с небольшой подгруппой детей.
4. Возможность использования одного дидактического средства для различных ситуаций общения (игрушка, иллюстрация, природный материал, книга).
5. Ситуации общения могут быть реально-практическими (рассматривание картины, чтение художественного произведения) и игровыми («Напоим куклу чаем»).
Например, ситуация общения «Накормим куклу Маши обедом», которую можно организовать при подготовке к приему пищи. Проводится с подгруппой детей 5-6 человек.
Цель: обогащение словаря детей понятиями, обозначающими предметы посуды и сопутствующих принадлежностей.
Ход: при подготовке к обеду воспитатель обращает внимание детей на то, какие предметы посуды появляются на столе (тарелка, ложка и другое). «Ребята, а кукла Маша тоже хочет обедать, а как накрыть стол – не знает. Давайте мы ей поможем, расскажем, какую посуду нужно поставить на стол». Дети по очереди называют предметы посуды и другие необходимые принадлежности (салфетки, хлебница и другие) и ставят их на стол.
Таким образом, в организованной воспитателем ситуации общения каждый ребенок принимает активное участие в решении какой-либо задачи. Как правило, подобные ситуации общения возникают спонтанно и не требуют дополнительной подготовки со стороны воспитателя, что делает их простыми в организации и, в то же время, очень эффективными.
Наряду с этим в Федеральных Государственных Требованиях отводится особая роль игре, как форме организации детской деятельности. Игра - это ведущая вид деятельности ребенка, посредством которой он органично развивается, познает окружающую действительность в наиболее доступной ему форме, одновременно являясь эффективным средством решения педагогических задач.
Для повышения эффективности работы по развитию речи детей раннего возраста я подобрала дидактические игры, которые были систематизированы и оформлены мной в картотеку. Примеры некоторых дидактических игр из данной картотеки приведены ниже.
«Солнце или дождик?»
Цель: развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.
Оборудование: бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.
Ход игры: «Сейчас мы с вами, ребята, пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Вы гуляйте, но внимательно прислушивайтесь к звуку бубна. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а вы, услышав стук, бегите в дом. Слушайте внимательно, когда бубен молчит, а когда я буду стучать в него».
Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.
«Не разбуди куклу».
Цель: развивать умение пользоваться тихим голосом.
Оборудование: кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др., коробка для игрушек.
Ход игры: воспитатель говорит деткам, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажите мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Дети тихо называют игрушку.
Важно следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.
«Поручения».
Цель: учить детей понимать указание, отвечать на вопросы воспитателя.
Ход игры: воспитатель просит детей по очереди выполнить несложную инструкцию. Например: «Уложи куклу спать», «Покачай мишку», «Брось мяч в корзину» и так далее. Если малыш не справляется, то воспитатель помогает ему, по ходу игры комментируя свои действия и действия ребенка. После каждого поручения воспитатель задает вопрос: «Что ты сделал?»
Таким образом, настоящими ФГТ предусмотрены различные формы взаимодействия педагога и детей : непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей. И каждая форма эффективна в решении той или педагогической задачи. А ситуации общения и картотека дидактических игр, используемые мной в работе по развитию речи детей раннего возраста, являются очень эффективным средством решения задач образовательной области «Коммуникация».