Коньшина Екатерина
Формы организации работы с родителями в современном ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от неё на 70% зависит, каким вырастет человек и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребёнок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Именно к этому подводит нас «новая философия» работы с семьёй : за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие социальные институты (включая дошкольные учреждения) призваны этому содействовать. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребёнка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Публикация «Формы организации работы с родителями в современном ДОУ» размещена в разделах
Организация взаимодействия с родителями – работа очень трудная. На протяжении всего учебного года родители наших воспитанников проявляют интерес к жизни нашего детского сада. Теперь они не просто приходят на совместные мероприятия, но и сами стали участвовать в их подготовке и проведении.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
Праздничные мероприятия позволяют весело провести время и детям, и родителям, и педагогам.
Работа с родителями при подготовке мероприятиям и праздникам оказалась не только востребованной, полезной, но и привлекательной. Объясняется это тем, что в совместном мероприятии родители имеют возможность :
• увидеть проблемы своего ребёнка изнутри
• увидеть трудности во взаимоотношениях
• приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с другими родителями.
• встать на одну ступень со своим ребёнком, вернуться в детство.
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, был разработан алгоритм подготовки к праздникам:
составление плана проведения детских праздников и участия в них родителей
привлечение родителей к участию в мероприятиях совместно c детьми
подготовка сценариев мероприятий
подбор и разучивание репертуара с детьми
распределение ролей между участниками мероприятия
подбор костюмов
подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен)
изготовление атрибутов
индивидуальные встречи и репетиции.
Начало данной работы было положено при подготовке всеми любимого праздника - День Победы! Мы проводим его в форме парада дошкольных войск. И, конечно активно привлекали к участию родителей. Каждая группа детского сада представляла определенный род войск. Воспитатели совместно с родителями продумывали какой род войск будут представлять дети, эмблему, девиз, форму, во время проведения праздника родители испытывали гордость за подготовку детей и чувство единства. Это мероприятие стало традиционным.
Еще одно семейное мероприятие в нашем детском саду - день защитника отечества-празднуется в выходной день в форме семейного досуга проведением квест игры на свежем воздухе, участие принимают семьями.
В процессе прохождения станций семьи сближаются, получают заряд бодрости и хорошего настроения. Заканчивается мероприятие угощением солдатской ухой от шеф-повара, ароматным чаем и свежей выпечкой на открытом воздухе. В памяти надолго остаются ощущение праздника и тепло от времени, проведенном в кругу семьи и коллектива детского сада.
Следующее традиционное мероприятие участие семей воспитанников в дегустации блинов во время празднования масленицы, родители с удовольствием соревнуются в мастерстве выпечки, делятся рецептами, а дети вместе с родителями дегустируют угощения и знакомятся с русскими традициями гостеприимства.
Летом в нашем детском саду проходит «День флориста», приуроченный ко дню города. Родители заранее заготавливают растения для создания цветочных композиций, и во время мероприятия создают их совместно с детьми, а после помогают организовать выставку.
Привлечение родителей к организации и проведению праздников очень важно и для детей, и для них самих. Дети и родители становятся ближе. Родители не только смотрят на своих детей, снимают их на телефоны, они становятся с ними на одну сцену, на одну площадку, погружаются в одну атмосферу. А что может быть лучше атмосферы праздника.
Использование нетрадиционных форм работы с родителями воспитанников детского сада способствует более эффективному взаимодействию педагогов с родителями, их профессиональному сближению.
С целью привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления родителей о профессиональной деятельности сотрудников ДОУ, укрепить партнерские отношения между ДОУ и родителями была использована инновационная форма работы с родителями - «День родительского самоуправления».
Для осуществления данного мероприятия была проведена совместная подготовка воспитателя и родителей - участников мероприятия (индивидуальные встречи с родителями подготовка участников по проведению НОД). Проведение ряда консультаций по темам: «Организация режимных моментов», «Утренняя гимнастика и методика ее проведения», «Методика формирования элементарных математических представлений», «Занятия по художественному творчеству».
В день проведения «Дня самоуправления».
С начала рабочего дня воспитатели – родители воспитанников подготовительной к школе группы, активно включились в педагогическую деятельность. Все режимные моменты – приём детей, утренняя гимнастика, непосредственно образовательная деятельность, прогулка, подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры соответствовали плану образовательного процесса на данный день. Но все эти режимные моменты проводили не педагоги, а родители. Родителям представилась уникальная возможность побывать на месте воспитателя и посмотреть на жизнь детского сада «изнутри».
В результате проведенного мероприятия:
- расширились представления родителей о профессиональной деятельности сотрудников ДОУ, сформировалось понимание значимости данной профессии и уважение к труду воспитателя;
- укрепились партнерские отношения между детским садом и родителями;
- повысилась педагогическая культура родителей (имеют представления об особенностях детской возрастной психологии, владеют элементарными знаниями, как организовать свободное время детей);
- произошло сближение и объединение педагогов с родителями по вопросам воспитания детей.
- сформировался положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем. Педагоги получили понимание со стороны родителей. В результате взаимодействия родителей и педагогов дети получили возможность находится в психологически-комфортных условиях, как в детском саду, так и дома (единство требований и поощрений);
- родители проявили самостоятельность. Начали понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;
- повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы.
Еще одна из нетрадиционных форм работы с родителями, которая предполагает сбор и анализ информации-«Почта доверия»
Не секрет, что педагоги, очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями. По этой причине мы решили в нашем ДОУ разместить «Почту доверия».
Основное назначение деятельности «Почты доверия» — способствовать созданию условий для соблюдения прав и законных интересов участников образовательных отношений.
Данная форма работы с семьей, на наш взгляд, эффективна. Так как в силу своей занятости родители не всегда могут задавать тот или иной вопрос или побеседовать с воспитателем. Но в письменном виде родители могут задавать вопросы, выражать благодарность, общаться со специалистами, высказывать свои пожелания, идеи, предложения.
Родители могут задать вопросы, касающиеся воспитания и образования детей.
Здесь же они могут отправить письма со своими идеями и предложениями. А также родители могут анонимно в записке задавать любой интересующий их вопрос.
Огромное внимание уделяем письмам, в которых высказана какая-то проблема и стараемся найти пути ее решения.
Все вопросы или пожелания рассматриваются на родительских собраниях, так же в виде консультаций на стендах, в устной, личной беседе воспитателя и родителей! Ни одно послание не остается без внимания.
С установленной периодичностью производится изъятие писем из ящика, обработку, анализ, подготавливаем ответы на письма. Ответы размещаются интерактивной панели в фойе детского сада, чтобы с ними могли ознакомиться все родители.
В результате использования нетрадиционных форм работы с родителями было отмечено :
повышение активности родителей
в мероприятиях, конкурсах, выставках, в оформлении групп;
на родительских собраниях стали свободнее делиться, обмениваться опытом семейного воспитания;
более восприимчивы к советам и рекомендациям воспитателей;
увеличилось количество желающих получить индивидуальную консультацию у специалистов;
Данную форму работы с родителями мы считаем эффективной, интересной и нужной. Ведь обратная связь с родителями – это залог нашего успеха в воспитании и образовании детей.
Мы не останавливается на данной форме, и собираемся находить и другие нетрадиционные способы общения с родителями.