татьяна соловьева
Формы общения взрослых с детьми при формировании правильного отношения к своему здоровью
▼ Скачать + Заказать документы
Формы общения взрослых с детьми при формировании правильного
отношения к своему здоров ью
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны,
Темочки:
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образова-тельного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально – экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровьесбережение является актуальной темой, которая определена особой социально-экономической ситуацией в стране. Состояние здоровья детей уже на стадии дошкольного возраста ухудшается по сравнению с предыдущими поколениями сверстников. Это приносит страдание детям и их родителям, препятствует успешному обучению в школе, снижает качество трудового потенциала нации.
Основы здорового образа жизни человека закладываются еще в детстве, так как именно в этот период дети интенсивно впитывают информацию, а следовательно, легче образуются культурные привычки. Кроме этого, в дошкольном возрасте отмечается тесная связь ребенка с семьей.
О формах общения взрослых с детьми дошкольного возраста, особенно когда речь идет о формировании правильного отношения к своему здоровью у ребенка, необходимо рассказать более подробно, так как способы «прямого» воздействия часто не дают эффекта. Одним из способов опосредованного воздействия является использование любимых игрушек. Взрослые должны помнить, что ребенок не имеет достаточных знаний, чтобы принять их просьбу, указания. Когда же во взаимодействии ребенка с взрослым участвует его любимая игрушка (кукла, мишка, зайка и т. д., это последняя чаще всего и становится главным действующим лицом. Следуя правилам игры, ребё нок должен помогать игрушке осуществлять все нужные действия: например, вовремя вставать утром, делать зарядку, умываться, правильно принимать пищу, одеваться на прогулку, вовремя ложиться спать, убирать со стола. Это всё находит своё отражение в дидактических играх. Подобный приём можно использовать для подготовки ребёнка к определенным неприятным процедурам (инъекциям, прививкам, санации полости рта и др.)
Формирование у ребенка навыков безопасного для жизни и здоровья поведения должно строиться на воспитании тех или иных привычек. При-вычка – это поведение, образ действий. Следует отметить, что привычка чаще всего формируется на основе навыка (навык – это усвоенный, доведенный до автоматизма способ действий). Например, если ребёнок научился хорошо кататься на коньках или на лыжах, то он с удовольствием будет проводить на коньках или на лыжах свой досуг.
Очень важно, чтобы привычки формировались вовремя. С. Я. Рубин-штейн в книге «О воспитании привычек у детей» приводит некоторые возрас-тные нормы. Так, в возрасте 3-4 лет ребёнок должен не только уметь сам раздеваться, но и иметь привычку аккуратно складывать свои вещи, ставить на место свою обувь. И если ребенок не научился это делать, значит, он от-стаёт от своих сверстников. В 7-9 лет ребёнок, независимо от пола, обязан после еды вымыть посуду, убрать со стола, это действие должно стать при-вычным.
Привычка формируется тогда, когда возникает новый вид деятельности, появляются новые вещи, новые обязанности. Поэтому родители, педагоги с особым вниманием должны относиться к тем действиям, которые встречаются в жизни ребёнка впервые. Так, например, когда взрослые будут учить ребёнка одеваться и раздеваться, то обязательно должны проследить и за тем, чтобы формировалась привычка класть вещи на место. Обучая мыть руки мылом и чистить зубы, следует обратить внимание на то, чтобы формировалась привычка мыть руки перед едой и после посещения туалета, умываться и чистить зубы утром и перед сном.
Говоря о способах и методах формирования привычек, особо следует подчеркнуть, что они воспитываются не столько словами, сколько делами. Каждое указание взрослых на необходимость выполнения того или иного действия должно сопровождаться объяснением, почему его нужно выполнить. Все объяснения должны быть как можно более доступны и понятны ребёнку. Для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого. Но хвалить следует на первых порах, когда идёт формирование привычки. Например, не все дети любят купаться. Некоторые их них кричат, сопротивляются, не дают мыть голову. Даже вырастая, учась в школе, некоторые дети сохраняют отрицательное отношение к купанию. Этот факт можно объяснить только следующим образом: отсутствует привычка купаться, а это, в свою очередь, связано с неудачными «подкреплениями» (слишком горячая вода в ванне, раздражение слизистой глаз мыльной водой).
Взрослые знают, как сложно сформировать привычку выполнять утреннюю зарядку у детей. Следует помнить, что для достижения положительного результата необходимо, чтобы ребёнок обязательно хорошо выспался, чтобы в комнате не было холодно, а упражнения не были трудными.
Подводя итог сказанному, подчеркнем, что для формирования положи-тельных привычек особенно большое значение имеет не только похвала взрослого, но и первые положительные результаты. Неправильное «подкрепление» ведёт к формированию у ребёнка вредных привычек (грызть ногти, есть руками, громко говорить, курить и т. д.)
Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:
- в физическом плане – умеет преодолевать усталость;
- в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить, позволяет действовать в оптимальном режиме;
- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение;
- в нравственном и эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Значение привычки в воспитании детей отмечается в пословицах. Они передавались из поколения в поколение: «Учи показом, а не рассказом», «Привычку – не рукавичку, не повесишь на спичку».
Рекомендации родителям
1. Внимательно относитесь к формированию образно-словесных ассоциаций у детей, особенно касающихся отношения к здоровью.
2. Способы «прямого» воздействия на ребёнка дошкольного возраста не дают эффекта, используйте опосредованное воздействие, проводите дидактические игры.
3. Формированию у детей навыков безопасного поведения способствует воспитание положительных привычек (чистить зубы, мыть руки с мылом, де-лать утреннюю зарядку и т. д.).
4. Помните, что для закрепления привычки большое значение имеет по-хвала взрослого, она действует гораздо сильнее, чем порицание.
5. Наряду с формированием привычек воспитывайте у детей чувство долга, ответственность, человечность.
Формирование положительного отношения ребёнка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.