космач елена
Формы музыкального воспитания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное развитие детей начинается с первых лет жизни ребёнка. Сначала это звук погремушек, колыбельные в мамином исполнении, звуковые детские игрушки.
В детских учреждениях в основном используются две формы организации музыкальной деятельности детей : образовательная деятельность и музыкальное сопровождение в повседневной жизни ребенка в детском саду. Еще одной немаловажной формой музыкального воспитания детей является музыкальное воспитание в семье.
Публикация «Формы музыкального воспитания в детском саду» размещена в разделах
Рассмотрим подробнее каждую из приведенных форм организации музыкальной деятельности детей.
1) Образовательная деятельность в детском саду (занятия).
Занятие – это форма организации деятельности, которая используется при обучении детей для формирования и развития их индивидуальных способностей.
При образовательной деятельности осуществляется активное взаимодействие детей друг с другом и с воспитателем.
Цель проведения музыкальных занятий – выявление у детей интереса к музыке. Добиваясь данной цели, педагог способствует развитию у детей музыкальных способностей обогащению их эмоций.
На занятиях дети обучаются необходимым умениям и навыкам, которые затем они могут применить самостоятельно в повседневной жизни. Разумеется, сам педагог должен владеть необходимыми качествами, профессиональными навыками, чтобы привлечь внимание ребёнка к обучению.
Воспитатель должен подбирать репертуар, соответствующий тематике и целям проводимого занятия. При этом может использоваться комплексно-тематический подход (проект «Лошади» - песенки про лошадку; проект «Времена года» - музыка «Времена года» Антонио Вивальди и др.). Используемые произведения должны звучать ярко, красочно и четко, чтобы они были доступны и понятны каждому дошкольнику.
Во время проведения занятий при знакомстве с новой композицией воспитатель должен объяснять её смысл и эмоциональное содержание. При звучании музыки можно показывать детям картинки, характеризующие её. Воспитатель также должен воспроизводить контрастную музыку, то есть сначала грустную, затем более весёлую, чтобы ребёнок смог находить в них разницу.
Образовательная деятельность должна усложняться по мере проведения для достижения развития детей. Например, при последующем воспроизведении звуков дети могут показывать различные картинки или высказывать свои чувства, которые вызывает у них музыка.
Также музыка может быть медленной или, наоборот, ритмичной. В этом случае дети реагируют на характер изменения музыки сменой своих движений.
При проведении музыкальных занятий перед детьми полезно ставить задачи, требующие их непосредственного участия: выбрать из представленных инструментов соответствующий по тембру, показать движения, характерные данной музыке.
Обратим внимание на то, что музыкальная образовательная деятельность должна отвечать творческой деятельности ребёнка, поэтому «натаскивание» детей, заучивание репертуара неприемлемо.
Следует отметить, что воспитателю необходимо следить за внешними эмоциональными проявлениями детей, за громкостью музыки, чтобы дети не переутомлялись и не перевозбуждались.
В активной деятельности детей происходит развитие музыкальных способностей. Эмоциональное поведение ребёнка во время проведения занятия должно быть в центре внимания воспитателя.
Пение, игра на музыкальных инструментах формируют у детей высокочастотный слух, чувство ритма.
Тем не менее, уровень развития музыкальных способностей у дошкольников неодинаков, поэтому следует использовать индивидуальный подход при работе с детьми.
Также воспитатель должен вселить каждому дошкольнику веру в себя, в свои силы, чтобы достичь положительного результата в развитии ребёнка.
При проведении индивидуальных, коллективных или групповых занятий важно учитывать уровень каждого воспитанника. Все задания должны быть разграничены по уровню сложности: более развитым детям – задания посложнее, менее развитым – более доступные им, но развивающие его способности. Если задания будут разграничены между детьми правильно, то у каждого ребёнка будет все получаться, следовательно, он не потеряет веру в себя и не замкнется в себе.
Также стоит не забывать об одобрении и поощрении детей, чтобы поддерживать их интерес к знаниям. Полезно побуждать их к самостоятельному обучению, взаимопомощи при игре на музыкальных инструментах, во время танцевальных занятий, в следствие чего дети будут больше взаимодействовать друг с другом. Это воспитывает в детях доброжелательность, отзывчивость и внимательность к собеседникам.
Обучение дошкольников на занятиях должно подкрепляться их впечатлениями от музыкальных произведений, получаемых в других формах деятельности.
Стоит всегда помнить, что эффективность музыкального развития зависит не только от усилий музыкального работника, но и от поддержки родителей.
2) Музыкальное сопровождение в повседневной жизни детей в детском саду.
Музыка в повседневной жизни включает в себя проигрывание аудиозаписей, игровую деятельность, инсценирование музыки, физические упражнения под музыку, а также развлечения и праздничные утренники.
При такой форме организации музыкальной деятельности дети могут как воспринимать музыку, так и не воспринимать её. В основном музыка используется для задания ритма (на гимнастике) или создания более ярких и увлекательных развлечений.
Образовательная деятельность не всегда позволяет полно охватить всю изучаемую тему, поэтому музыкальные развлечения, проводимые в повседневной жизни ребёнка, позволяют подробнее развернуть беседы о музыке. Например, воспитатель может рассказать об эволюции музыкальных стилей, сопровождая беседу показом картин, музыкальных инструментов, относящихся к той или иной эпохе.
Вызвать интерес у детей к классической музыке можно с помощью проведения бесед-концертов. Они могут быть посвящены творчеству различных композиторов, например, Л. Бетховена. Здесь можно рассказать детям о жизни композитора, его нелегкой судьбе: глухота, непризнание таланта, унизительное положение в обществе. Необычные и новые формы представления музыки обогащают детей, формируют у них музыкально-эстетическое сознание, заставляют ценить музыкальные произведения.
Особое внимание стоит уделить проведению праздничных утренников в детском саду. Обычно музыкальны утренники нацелены на заучивание текста, отработки поведения, пародирования, что носит чисто развлекательный характер, а не творческий. Поэтому при такой форме музыкальной деятельности должны использоваться произведения, любимые детьми и эмоционально привлекательные. Можно использовать не только стихи, танцы, песни, но и свободное воспроизведение музыки, чтобы дети получили удовольствие от музыки в праздничной обстановке.
Особо привлекательными для детей считаются музыкальные игры-сказки. В игре-сказке каждому ребёнку принадлежит своя роль, в которую он вживается, импровизирует, работает над словом и интонацией. Также дети могут принимать участие в подготовке декорация для праздника. Импровизируя, в свободной обстановке дети раскрывают свои творческие способности. Ведь именно творчество способствует развитию у детей интереса к музыке, формирует у них основы вкуса.
3) Приведенные выше формы организации музыкальной деятельности детей тесно связаны с музыкальным воспитанием в семье.
Благодаря праздничным утренникам родители часто замечают творческий потенциал своих детей, видят, какая музыка нравится их малышам, как они развиваются. Видя, с каким увлечением, восторгом их дети импровизируют, слушая музыку, которую сами взрослые не привыкли считать для себя интересной, родители начинают интересоваться, кто написал то или иное произведение, как оно называется. В результате воспитание детей в семье обогащается звучанием произведений, которые дети слушают вместе с родителями.
На родительских собраниях воспитатель дает советы родителям, какие телепередачи можно смотреть с детьми, какие аудиозаписи слушать, как развивать творческий потенциал ребёнка.
Главная проблема музыкального воспитания в семье – качество музыкальных произведений, ведь отношение родителей к музыке часто передается детям. Ребёнка нужно разносторонне развивать в музыкальном смысле, а не приучать к простой скучной музыке.
Таким образом, благодаря работе с воспитателем, ребёнок приобретает певческие, музыкальные и ритмичные навыки, учится играть на музыкальных инструментах. Воспитатель стремится вызвать интерес детей к музыке, обучить их самостоятельным способам творческих действий, умений и навыков, которые они будут применять в жизни. А чтобы разнообразить музыкальные впечатления детей, необходимо использовать все преимущества каждой формы организации музыкальной деятельности как в дошкольных учреждениях, так и в семье.