Коваленко Олеся Олеговна
Формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи в формировании экологических знаний детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время повысилось внимание к проблемам взаимодействия семейного и общественного воспитания. Изменения в общественной жизни вносят свои коррективы в цели и задачи, стоящие перед дошкольным образованием. Это обусловлено, с одной стороны, необходимостью гуманизации педагогического процесса, развития у детей самостоятельности, творческой активности, а с другой – актуализацией задач духовного, нравственного воспитания в условиях социального расслоения общества и других негативных явлений.
Темочки:
Роль семьи в развитии ребенка, его социализации первостепенна, так как именно в семье ребенок проходит первую школу человеческих отношений, усваивает нормы поведения. Именно семья обеспечивает ребенку эмоциональную защиту, чувствуя самооценки своего существования.
Однако сложившееся общественное дошкольное воспитание имеет свои преимущества. Оно направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, иго физическое и психическое развитие, коррекцию этого развития. И наконец, когда ребенок приходит в детский сад, он включается в детское общество, усваивает новую роль – роль члена детской группы, что необходимо для его дальнейшего полноценного развития.
Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга, необходимо их преемственность и взаимопроникновение. Многие дошкольные учреждения широко привлекают родителей к своей работе, становятся открытыми социально-педагогическими комплексами. Посещая детский сад, родители видят своего ребенка в новой обстановке, обогащают свое представление о нем, его способностях, более объективно оценивают слабые и сильные стороны ребенка, получают возможность непосредственно видеть педагогический процесс.
Детские сады не ограничиваются просветительской работой в сфере общественного дошкольного воспитания и образования. Педагогические коллективы предлагают родителям различные виды сотрудничества и совместного творчества.
Привлечение родителей к участию в работе происходит непрерывно и постоянно. Выделяется пять уровней участия родителей: 1- оказание разовой помощи; 2-способности родителей рассматриваются в качестве средства проведения занятий и используются через определенные промежутки времени; 3- родители становятся добровольными помощниками на добровольной основе. Профессиональные воспитатели направляют и моделируют для родителей процесс обучения; 4-родители помогают определять основные направления работы в группе; 5-родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада и жизни в целом.
На каждом из перечисленных уровней для родителей существует возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам. По мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Ненавязчивая помощь и поддержка со стороны воспитателей позволит родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно. Для тех же, кто не столь уверен в своих силах, она дает возможность для дальнейшего роста и совершенствования.
Что же следует понимать под взаимодействием детского сада и семьи? При эффективном взаимодействии с детским садом члены семьи, особенно родители, принимают активное участие в воспитании ребенка. Такое участие требует определенных усилий со стороны администрации детского сада, но плоды его идут на благо ребенка, семьи и самого детского сада. В некоторых случаях положительный эффект выходит за рамки детского учреждения, распространяясь на жизнь общества в целом.
Воспитателю детского сада чрезвычайно важно понимать, что воспитание начинается отнюдь не с того момента, когда ребенок приходит в группу. Первыми воспитателями и учителями ребенка являются его родители. То, что ребенок узнает в своей семье, является основой для дальнейшего, более полномасштабного процесса воспитания. Родители влияют на процесс формирования у ребенка моральных ценностей, на его отношение к различным вопросам, на формирование чувства собственного достоинства, на поведение ребенка, его подготовленность к школе и на жизненный успех в целом. Более того, понятие семьи следует рассматривать несколько шире по сравнению с его общественным определением, то есть мать, отец и ребенок; других взрослых, будь то дядя, тетя или бабушка и дедушка, то есть всех тех, кто принимает участие в воспитании ребенка, также можно привлечь к работе в группе.
Все больше и больше программ развития ребенка в детском возрасте признают значение участия семьи как показателя качества программы и ее успеха.
Взаимодействие детского сада и семьи имеет большое положительное значение для ребенка. Когда каждый день ребенок перемещается из одного мира в другой, из домашнего мира в мир детского сада и обратно, разница между воспитанием в детском саду и воспитанием в семье может препятствовать достижению главной цели-воспитанию развитого здорового ребенка, которого любят и о котором заботятся. И напротив, взаимодействие между семьей и детским садом дает ребенку ощущение безопасности и уверенности. У ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, когда кто-то из членов его семьи принимает положительное участие в жизни детского сада, даже если это участие носит редкий и непродолжительный характер.
Когда кто-то из членов семьи привлечен к работе в группе, это усиливает стремление ребенка к достижению успеха. У педагогов формируется чувство уважения по отношению к семье этого ребенка, что положительно влияет на формирование отношения ребенка к детскому саду. Дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем. В конечном итоге детский сад становится фактором положительного воздействия на всю семью.
Воспитатели, родители, организации и консультанты - все те, кто несет ответственность за воспитание ребенка, могут обмениваться информацией, касающейся развития ребенка, по мере того как он переходит с одного уровня программы на другой.
Развитие подобной преемственности, которая возникает при тесном взаимодействии детского сада и родителей, по мере того как ребенок переходит из одной возрастной группы в другую, от одной окружающей обстановки в другую, является чрезвычайно важным фактором для развития ребенка.
Среди других положительных для ребенка факторов в результате привлечения родителей к жизни детского сада можно назвать следующие:
- возможность оказывать большее внимание каждому ребенку индивидуально;
- улучшение отношения ребенка к детскому саду и к требованиям, которые предъявляются к ребенку.
Взаимодействие детского сада и родителей также имеет большое значение и для воспитателей. Воспитатели и родители должны обмениваться информацией по вопросам, касающимся развития ребенка, знаниями и опытом в процессе ежедневного неформального общения, а также посредством проведения спланированных встреч и собраний. Такой взаимный обмен информацией о потребностях ребенка и его успехах помогает как семье, так и работе педагогического коллектива.
Регулярное общение воспитателей с родителями формирует основу для совместного решения проблем, связанных с поведением ребенка и его развития.
Положительные моменты, которые несет для педагогов детского сада привлечения к работе в группе членов семьи ребенка :
- изменения отношения «взрослый-ребенок» в группе;
- использование увлечений, талантов, знаний и интересов родителей в процессе занятий в группе;
- закрепление детьми знаний, получаемых в детском саду, через занятия дома;
- более тесное общение между родителями, что способствует решению общей задачи - воспитание детей в нравственном, трудовом, экологическом, эстетическом и других аспектах;
- участие родителей в принятии решений по вопросам жизнедеятельности детского сада;
- вклад родителей, являющихся представителями различных культур, в процесс обучения.
Взаимодействие детского сада и семьи оказывает немаловажную роль на саму семью. Исследования показывают, что при активном участии родителей в работе детского сада, у них возрастает чувство уважения к самим себе вместе с осознанием своих собственных возможностей. Есть и другие плюсы для семей, принимающих активное участие в воспитании и обучении своих детей, а именно:
- наблюдение за своими собственными детьми на фоне других детей того же возраста, позволяющее родителям лучше разобраться в вопросах развития ребенка и дома применять более подходящие методы воспитания;
- более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
- возможность для родителей поработать в профессиональной среде, которая может побудить их к получению дополнительного образования или поступлению на какие-то курсы, а может даже превратится в постоянную работу;
- более глубокое понимание родителями процесса воспитания, и его возможностей и тех сложностей, которые с этим связаны.
Однако не все родители принимают активное участие в работе детского сада, тяжело идут на контакты с воспитателями. Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Поэтому главная задача педагогов состоит в том, чтобы так или иначе привлекать родителей к сотрудничеству. Необходимо привлекать родителей к обсуждению образовательных программ для дошкольников, по которым планирует работать группа, к решению задач воспитания у детей конкретных умений и навыков в детском саду и семье, к совместной коррекции трудностей поведения дошкольников. Необходимо, чтобы в ходе совместной деятельности педагоги и родители не только обменивались информацией, но и планировали общую деятельность для успешного решения задач образования и воспитания дошкольников.
Для того, чтобы взаимодействие родителей и ДОУ было более успешным, необходимо педагогическое просвещение родителей, то есть высокий уровень педагогического образования родителей.
Исследования показывают, что процесс взаимодействия родителей и детского сада более эффективен, если имеет некую направленность. Например, взаимодействие детского сада и семьи в развитии математических представлений дошкольника, преемственность общественного и семейного воспитания в руководстве играми. При выборе направленности, программы совместной работы детского сада и родителей в образовании дошкольников важно учитывать следующие принципы:
- ориентация программы на актуальные проблемы образования и развития ребенка;
- подвижность образовательных программ, вариативность содержания, форм, методов образования детей;
- направленность программ на развитие детской рефлексии, акцент на эмоциональной стороне взаимоотношений родителей с ребенком;
- учет личностного опыта родителей и детей, постоянная апелляция к ним в ходе реализации программ;
- объединение родителей и детей в процессе образования;
- использование возможностей параллельного образовательного процесса «родители – дети».
Одной из наиболее актуальных программ является взаимодействие ДОУ и родителей в формировании экологических знаний детей. Воспитание правильного отношения детей в природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду предусматривает сотрудничество ДОУ и семьи.
На сегодняшний день известно очень много форм и методов взаимодействия ДОУ и семьи в формировании экологических знаний дошкольников. Ведущими из них являются следующие:
1. Наблюдение на экскурсиях, прогулках, занятиях, в повседневной жизни. Наблюдение формирует у ребенка глубокий познавательный интерес к миру живой природы, позволяет ему делать собственные выводы на основе увиденного и услышанного;
2. Игра. Подключение взрослых к игре дошкольника позволяет направить игру в нужное русло. Лишь только в том случае, если игра специально организованна взрослыми и ведется при их участии, можно использовать ее в качестве средства обучения, иначе поставленные цели и задачи не будут решены.
3. Моделирование и экологическая поделка. Совместная деятельность взрослого и ребенка по созданию экологических моделей и поделок дает хорошие результаты. У детей развивается интерес к природе, опираясь на изготовленные со взрослыми модели и поделки, ребенок учится более образно представлять связи и зависимости внутри природных сообществ, а также получает массу удовольствия от того, что его собственная модель или поделка помогла ему установить эти связи.
4. Экспериментирование. Это один из наиболее интересных для детей вид деятельности. Элементарные эксперименты с песком и водой вызывают у детей огромный интерес, побуждают их к дальнейшей самостоятельной деятельности в области экспериментирования, позволяют им на практике открыть для себя что-то новое.
5. Чтение природоведческой литературы. Чтение воспитателя в детском саду является неотъемлемой частью всего педагогического процесса, важно приобщать родителей к сотрудничеству, нацеливать их на чтение литературы детям в условиях семьи. Исследования показывают, что чтение литературы одновременно в детском саду и семье дает более высокий результат, если планируется по разделам экологии согласно программе, по которой ведется работа с детьми.
6. Изобразительная деятельность и музыкальное воспитание. Восприятие дошкольника весьма избирательно, поэтому для достижения желаемых результатов нужно непременно это учитывать. Следует преподносить один и тот же материал дошкольнику, учитывая тот факт, что в группе есть и визуалы, и кинестетики, и аудиалы, то есть один и тот же материал давать в разных формах. С удовольствием изображают дети окружающий мир на листе бумаги и слушают музыку. Совмещение этих двух видов деятельности считается более эффективным. Главная задача состоит в том, чтобы организовать эти виды деятельности не только в ДОУ, но и в домашних условиях.
7. Труд на участке в детском саду, в уголке природы, дома, на даче, в лесу. Чтобы труд был в радость, а поручения охотно исполнялись, взрослые, окружающие ребенка, должны вести себя гибко, неназойливо, разнообразно. Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника еще не основная.
В настоящие время методы экологического образования становятся все более разнообразными. Очень интересным является метод прогнозирования погоды по поведенческим реакциям животных и растений, а также по явлениям неорганической природы. Этот метод работы с детьми имеет ряд преимуществ.
1. Прогнозирование – деятельность, доступная ребенку, развивающая его умственные способности.
2. Этот вид деятельности позволяет углублять знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости органической природы от неорганической.
3. Прогнозирование погоды позволяет использовать все методы экологического образования в совокупности, прежде всего эпизодические, повторные и длительные самостоятельные наблюдения – исследования за растениями и животными в уголке природы, на даче, дома с последующим обсуждением их результатов.
4. Этот вид деятельности позволяет открыть детям неизвестное, новое в известном, хорошо знакомом.
5. Прогнозирование погоды позволяет приобщить их к народной культуре, к народной мудрости, опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений.
6. Этот вид деятельности позволяет детям испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.
7. У детей формируется бережное отношение к природе, дети учатся понимать язык природы.
8. Прогнозирование позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей живой и неживой природы, помогает детям разобраться в причинно-следственных связях, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.
9. Этот вид деятельности можно осуществлять в любом месте, в любое время суток, время года.
Педагогический эксперимент по обучению и прогнозированию погоды проводился с детьми пяти-шести лет в Карелии с 1997 года. Диагностика знаний и оценка экологической воспитанности детей, проведенная в конце эксперимента, показала: уровень экологической воспитанности детей, занимавшихся прогнозированием погоды по наблюдениям за реакцией животных и растений на различные факторы среды, возрос в два раза. Описанную выше работу необходимо проводить не ради составления прогноза погоды, хотя само по себе это интересно и может пригодиться, а ради того, чтобы дети развивались умственно, творчески, чтобы формировались экологическое мышление, экологическое сознание и ценностная ориентация на природу.
Устный журнал – интересная форма работы, которая помогает осветить многие стороны воспитания детей и помочь родителям быть в курсе важнейших вопросов, интересующих взрослых и детей. Содержание журнала может быть следующее:
- экологические вести (интересные факты из жизни природы);
- чему учит природа (народные приметы);
- педагогические задачи (воспитание бережного и осознанного отношения детей к природе);
- экологическая игротека (игры и задания для детей и взрослых);
- в мире красок и фантазий (аукцион работ воспитанников изостудии; выставка совместных работ из природного материала, выполненных детьми и родителями);
- добрые советы (советы родителям по экологическому образованию детей);
- творческие задания (сочинить вместе с детьми экологическую сказку, используя знания о свойствах природы).
Создание таких журналов вызовет интерес прежде всего у родителей, а затем перейдет от взрослых к детям; поможет родителям в планировании работы по экологическому образованию с детьми в домашних условиях.
Весьма интересным и сравнительно новым средством экологического образования является реклама. Воздействие рекламы на детей – сложная, пока еще не до конца изученная проблема, требующая серьезного обсуждения психологов, врачей и других специалистов. Почему бы любовь детей к рекламе не использовать в образовательных целях? Для хорошей рекламы характерны краткость, образность, привлекательность для зрителя. Хороший специалист по рекламе дает максимум информации при минимуме слов, выделяет основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркивает его отличие от других и доказывает преимущества. Вместо бессмысленного повторения существующих рекламных роликов можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные особенности. Такие задания не только развивают творческие способности ребенка, но и его речь, учат кратко выражать свои мысли. Часто к созданию рекламы подключаются и родители. Прорекламировать детям можно предложить различные явления природы, жилища животных, их пищу и т. д.
Благодаря рекламе дети быстро и точно выражают свои мысли, используя при этом минимум слов и выражений. В ненавязчивой и доступной абсолютно для всех форме можно постепенно научить дошкольника выделять самое главное, значительное в окружающем мире, обобщать, классифицировать, делать самостоятельный анализ.
Разнообразие форм и методов взаимодействия ДОУ и семьи в экологическом образовании детей позволяет производить выбор наиболее эффективного из них, соответствующего возрасту детей, их интересам, опыту.
Это лишь некоторые формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи в экологическом образовании дошкольников. Проблема экологического образования по-прежнему остается актуальной на сегодняшний день, поэтому поиск новых и эффективных методов и форм продолжается.