Васильева Кристина Михайловна
Формы и методы трудового воспитания детей дошкольного возраста
Формы и методы трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Воспитание трудолюбия начинается с ранних лет жизни. Сначала в семье, затем в дошкольном учреждении формируются представления об обязанностях и, ответственность. Формы трудового воспитания зависят от возраста и других особенностей воспитуемых детей; направлены на развитие следующих качеств: трудолюбие, дисциплинированность, добросовестность, стремление к результатам. Важная цель воспитания трудолюбия – формирование психологической, практической готовности маленького человека к труду. Трудовое воспитание связано с гражданским, нравственным воспитанием, оно формирует основание для творческой деятельности, в учебе, спорте, самодеятельности и т. д.
Публикация «Формы и методы трудового воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Включение в трудовую сферу осуществляется с учетом физиологических особенностей, психологической и социальной готовности детей, с учетом интересов, склонностей. Главное условие успеха – включение ребенка в посильную для возраста и физических возможностей деятельность. Если она организована правильно, то будет способствовать формированию необходимых нравственных качеств: трудолюбия, аккуратности, дисциплинированности, усердия, настойчивости.
Труд – как воспитание :
должен быть значимым, общественно-полезным. Только так появляется возможность осознать значимость работы. Понимание того, что он приносит людям пользу, придает дополнительную мотивацию для трудовой активности. Результатом должно стать что-то полезное, ценное для коллектива, для себя и взрослых. Если результатов ребенок не увидит, пользы от работы не много, желание трудиться может пропасть. Труд должен быть коллективным, это дает возможность приобрести опыт взаимодействия, командного духа. Труд должен быть посильным, он не может быть принуждением, и наказание ребенка им недопустимо. Требовать нужно выполнения ее аккуратно, добросовестно.
Виды труда
учебный труд (физический, умственный);
общественно-полезный (бытовой, хозяйственный, самообслуживание, ручной, художественный, в условиях природы, в учреждении)
производственный (для старшего возраста).
В процессе дети учатся самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности: надевать и снимать одежду, складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы и прочие застежки. Учатся замечать непорядок во внешнем виде (мыть руки и лицо, вовремя пользоваться носовым платком и пр.).
Хозяйственно-бытовой труд предполагает выполнение поручений (убрать игрушки, пособия после занятий; собрать листочки и пр.). Приучаются соблюдать чистоту и порядок вокруг себя. Помогают взрослым, уважительно относятся к их труду. Учатся дежурить по столовой (расстилать скатерти, ставить хлебницы, раскладывать приборы).
Труд в природе помогает проявлять интерес к жизни растений и животных, ухаживать за ними. Дети учатся поливать растения, сеять крупные семена, поливать грядки, собирать урожай овощей.
Ручной труд – это подклеивание книг, коробок, сбор природного материала (листья, шишки, игрушки и пр.); сортирование и т. д.
Формы труда
Индивидуальные (выполнение поручений, индивидуальных заданий и требований);
Коллективные (общественно-полезный вид труда) направлены на адаптацию ребенка в обществе, коллективе;
Групповые (праздники, утренники, соревнования).
Формы работы с дошкольниками
Количество форм для детей дошкольного возраста также достаточно много. Они отличаются простотой и в то же время неоценимой силой в воспитательном воздействии. Самые применяемые формы в дошкольном образовании :
Задания-поручения (индивидуальные, групповые и общие; кратковременные, длительные);
Дежурства – организация деятельности, предусматривающая работы по обслуживанию самого себя и детского коллектива;
Коллективная, совместная деятельность – деятельность группы детей, объединенная одной целью.
Возникает вопрос, а какие же цели преследует педагог в процессе занятий с дошкольниками? Ну во-первых, это пробудить у детей желание помочь взрослым, привить им позитивное отношение к трудовой деятельности. Далее это желание углублять и совершенствовать трудовые навыки. Обязательно добиться стойкой привычки к занятости, ответственности, бережному отношению к своим и чужим продуктам труда. Позволит заложить основы умения организовывать свой труд. И обязательно научить ребят доброжелательному отношению к занятиям других, умению, при необходимости, делать тактичные замечания, оценивать результат своей деятельности, работы товарища.
Очень важно понимать, что трудовое воспитание носит ситуативный характер, главное, чтобы задания были просты, понятны. Детей нужно хвалить за любые успехи. Чтобы малыш понимал смысл своих действий, воспитателю нужно объяснять задачи, давать оценку результатам. И хотелось ююбы отметить, что прежде, чем что-то делать, малышу требуется понаблюдать за тем, как справляется с этим взрослый; затем следуют действия ребенка с пошаговыми комментариями воспитателя.
Для ребенка трудовой процесс привлекателен, так как дает возможность проявить самостоятельность, удовлетворить потребность в активной деятельности: полить растения, покормить рыбок и т. д. Педагогу очень важно поддерживать все попытки детей к самостоятельным действиям. Дети начинают стараться, т. к. приятно самим что-то сделать, приятно услышать слова одобрения, увидеть свои возможности, почувствовать себя самостоятельным.
В группе мы проводим игры «Путешествие в страну чистоты», «Самый лучший дежурный по столовой», «Кто трудится в детском саду», «Все делаем по порядку», «Как куклы учились одеваться» и др.
На примере своего опыта хочу отметить, что важно, чтобы и родители осуществляли трудовое воспитание в семье, в единстве с детским садом, т. к. родители, наглядно показывая, являются примером для своих детей.