Елена Колесникова
Формы и методы работы с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное
и сохраненное предшествующим поколением, может
любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» C.Михалков
Нравственное – патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. В течение последних десятилетий радикально переосмысленно само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи.
Публикация «Формы и методы работы с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Чувство любви к Родине, интерес к ее историческому прошлому – это одно из сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле, или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.
Считаю, что эта проблема особенно актуальна в условиях современной России. В течение последних десятилетий в нашей стране радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов патриотизма. В молодежной среде пропагандируется западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, детям чужды понятия «патриотизм», «Отечество», «Родина».
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости от сопричастности к истории своей страны.
Сегодня, когда в обществе происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени путей образования и воспитания личности ребенка, формирования системы духовно – нравственных ценностей. Здесь как никогда важно заложить в детях прочный фундамент нравственно –
патриотических убеждений, основанных на лучших образцах народного искусства и культуры, в том числе на произведениях фольклора.
К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, народно – прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.
Детский фольклор – это оригинальный и многообразный пласт народного творчества, богатейшей русской культуры. Русский народ веками создавал мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства предков.
Самыми близкими носителями народных традиций являются для ребенка члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира.
Проблема в том, что: социальный статус родителей, их педагогическая компетентность имеют низкий уровень; утеряны связи младшего поколения и старшего; в обществе идет активное навязывание чужой идеологии и культуры; на современном этапе сказки и загадки присутствуют в воспитании ребенка лишь как элемент фольклора, а обрядная часть отсутствует вовсе.
Исходя из вышеизложенного я определила цель работы : выявить возможности использования фольклора в нравственно – патриотическом воспитании старших дошкольников в ДОУ.
Патриотическое, духовно – нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Поэтому, я посчитала необходимым донести до сознания своих воспитанников, что именно они являются носителями народной культуры. И моя задача, как педагога, воспитать малышей в духе лучших народных традиций.