Марина Кошкина
Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
МИНСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБСУСО МО " Яхромский детский дом интернат для умственно отсталых
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными
возможностями здоровья
Воспитатель: Кошкина М. А.
Яхрома
2019г
Публикация «Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определё нных вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Родители, у которых рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, попадают в трудную жизненную ситуацию. При этом у родителей может возникать или отрицание болезни или, напротив, преувеличение значимости болезни. Одни из родителей испытывают постоянное чувство вины по отношению к ребёнку, применяя попытки «искупить вину» в виде чрезмерного внимания, гиперопеке, другие же не в состоянии адекватно оценить сложившуюся ситуацию и принять своего ребенка таким, каков он есть, с его особенностями в развитии.
Задача семьи – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в детском коллективе и в перспективе к максимальной интеграции в обществе и полезной трудовой и профессиональной деятельности.
Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением в семье. Негативные факторы семейного воспитания способны вызвать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития в целом. В связи с этим помощь семье со стороны специалистов, государства и общества является составной частью любой коррекционной программы. Эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, зависит от согласованных действий родителей и всех участников образовательного процесса. С первого знакомства с семьёй ребёнка-инвалида необходимо определить готовность родителей к сотрудничеству.
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.
Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).
Цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей : повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач :
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
3. Сформировать адекватную самооценку.
• Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:
• Неприятие личности ребенка;
• Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;
• Страх ответственности;
4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;
5. Гиперболизация проблем ребенка;
6. Вера в чудо;
7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;
8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.
Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
4. Принцип доступности
Направления воспитательной работы :
1. Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ
2. Поддержка и повышение социального статуса семей
3. Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
4. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
5. Оптимизация детско-родительских отношений
Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, информирующие родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребё нка в семье:
-беседы (коллективные и индивидуальные);
- анкетирование (знакомство, как играть с ребенком, увлечения ребенка);
-консультации (коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные);
-рекомендации;
-родительские собрания в форме : «круглых столов», «педагогической гостиной»;
- наглядное информационное обеспечение (стенды, подбор детских работ, выставки, фото)
- праздники и дни открытых дверей;
Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.
В результате комплексной работы с воспттателями, психологами, социальными работниками, медицинским персоналом постепенно формируется активная родительская позиция, укрепляется взаимодействие и сотрудничество детского дома и семьи, повышается родительская компетентность.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.
Литература
1. Бурмистрова Е. В. Семья с «Особым ребенком» : психологическая и социальная помощь. Вестник практической психологии образовании №4 (17, октябрь-декабрь, 2008.
2. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитиии. СПб., 2006.
3. Сорокин В. М. Специальная психология. СПб., 2003.
4. Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. М. : 1999
5. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта», СПб., 2005
6. Шмидт В. Р. Психологическая помощь родителям и детям : тренинговые программы. М. : Творческий Центр «Сфера», 2007.
7. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. Пособие для педагогов-психологов. М. : Владос, 2008.
Перспективный план работы с родителями
в 4 семейной группе на 2019 - 2020 уч. год
Формы работы
Время проведения Название мероприятия Цель проведения
Индивидуальные беседы
Сентябрь Как помочь ребенку преодолеть страх перед началом учебного года
Активизировать внимание родителей и лиц их заменяющих к жизни детей
Тестирование
Октябрь
Знаете ли вы своего ребенка
Обеспечение преемственности в работе
Консультация
Октябрь
Правильное хранение
вещей Пропоганда ЗОЖ
Влияние правильного хранения вещей на здоровый образ жизни
Индивидуальные беседы
Ноябрь-
декабрь Безопасность на дороге. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в д/д и дома.
Заполнение
анкет
декабрь Как вы играете с ребенком Уточнить умения общения: ребенок и взрослый
Наглядность
Утренник, посвященный празднику Нового Года Привлечь родителей к участию в празднике.
Беседа
Январь Как правильно играть с детьми Познакомить детей с методикой проведения игр для детей с ОВЗ
Беседа - практикум
Февраль
Особенности развития мелкой моторики у детей с ОВЗ Помочь родителям в воспитании и развитии своего ребенка
Наглядность
Март Изготовление поздравительных открыток для мам
Развитие позитивных отношений между родителями и детьми
Консультация
Март
Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей Ознакомление родителей с задачами по сохранению и оздоровлению детей
Родительское собрание
Апрель Динамика развития познавательных способностей ребенка Дать расширенное представление родителям о достижениях каждого воспитанника. Обратить внимание на сложности.
Практическая помощь
Апрель
Привлечь родителей для участия в совместном субботнике по уборке детской площадки Прививать навыки и умения в организации совместного труда: ребенок - родитель
Наглядность
Май
Ознакомление с выставкой рисунков к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне Воспитание уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы ВОВ.
Консультация
Май Как с целью провести время во время летнего отдыха Привлечь к здоровому образу жизни