Евгения Максимова
Формы и методы работы с детьми, испытывающими затруднения в процессе обучения хореографии
▼ Скачать + Заказать документы
Формы и методы работы с детьми, испытывающими затруднения в процессе обучения хореографии.
Как и всякое искусство, танец доставляет ни с чем несравнимое удовольствие. Именно в танце можно показать свой дух и свое тело, выразить все свои чувства. Танцующий стремится выразить свои настроения и эмоции. Свобода и легкость движений, красота и пластичность радуют и танцоров и зрителей.
Публикация «Формы и методы работы с детьми, испытывающими затруднения в процессе обучения хореографии» размещена в разделах
Само обучение танцу является активным творческим процессом. Любой, пусть даже самый маленький ребенок – прежде всего творческая личность. Дети, по своей природе очень восприимчивы, эмоциональны и впечатлительны. Но им обязательно нужно как-то выразить свои переживания, чувства и мысли. Каждый ребенок по-своему ищет пути самовыражения. Вот тут главное – не заглушить, не «забить» эти наклонности в ребенке, а постараться помочь ему.
Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений.
Часто случается, что ребенок не может сразу справится с заданием. Это вовсе не значит, что он не имеет способностей к танцам, вероятно у него еще просто не получается скоординировать свои движения или согласовать их с музыкой. Если вовремя это заметить, исправить подобное затруднение легко.
Чтобы найти средство для преодоления затруднений, надо знать причины, порождающие их. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к обучению, несовершенство организации процесса обучения и пр. Определив, чем вызваны затруднения, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.
Работу ребенка необходимо правильно организовать и направить. Обычно дети легко «загораются» новой интересной идеей, однако так же быстро «остывают» при первых же трудностях. В таких случаях не стоит заставлять ребенка продолжать занятия, а лучше спокойно объяснить ему, что настоящих успехов можно достичь, только упорно и старательно занимаясь. Кроме того нужно заботиться и о том, чтобы не было напряжения и разногласий. В веселой и непринужденной обстановке даже самые трудные занятия легко выполняются. Только спокойная обстановка, внимание и доброжелательный - тон залог успеха в занятиях с ребенком.
Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала воспитанников, формирования у них устойчивой положительной мотивации к занятиям хореографией и достижения ими высокого творческого результата используются различные формы и методы работы.
На занятиях используются следующие формы занятий :
1. Занятия-беседы.
2. Занятия-игры, на которых в игровой форме разучиваются танцевальные движения.
3. Учебно-тренировочные занятия, изучается техника движения.
4. Композиционно-постановочные занятия, на которых строятся танцевальные композиции, отрабатываются элементы актерского мастерства и сценические движения.
Различают традиционные и инновационные методы работы.
Традиционные занятия включают в себя: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.
Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении : рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, словесное сопровождение движений под музыку и т. д.
Рассказ и беседа
Главная задача педагога заключается в том, чтобы наряду с изучением основных форм и движений, предусмотренных программой, развить у учеников интерес к танцу, дать им элементарные представления о его красоте, об эстетике танца. Необходимо также развивать у учеников сознательное, вдумчивое отношение к занятиям, чтобы они могли более активно работать на уроке и знали, на что особенно важно обращать внимание в том или ином упражнении.
Словесные методы – это раскрытие танцевального образа через рассказ, определяя характер героя, его эмоциональный настрой, беседа о характере музыки, рассказ о ее образах.
Метод объяснения.
Слуховая память воспитывается при помощи слова и музыки. Обращаться к ученикам, необходимо очень нацелено, кратко и точно. Расплывчатые, многословные замечания малоэффективны. Речь учителя должна быть всегда образной, живой и точно передавать его мысли. Н. И. Тарасов говорит о том, что «слово часто бывает сильнее всякого показа, если оно логично и обращено к искусству танца, к его сути и содержанию, к музыке, к ее образности, эмоциональности и интонациям, к сердцу ученика и его творческому воображению». Объяснение в хореографии применяется в целях ознакомления учеников с тем, как и для чего, они должны выполнять то или иное движение.
Метод показа
Зрительная память воспитывается и укрепляется при помощи наглядности. К приемам, поясняющим правила выполнения изучаемых движений, следует отнести именно показ, который можно подразделить на два подхода: первый — показ нового изучаемого движения; второй — показ комбинированных заданий. Выбор метода зависит не только от поставленных целей обучения, но и от возрастных и индивидуальных особенностей учеников. В младших классах все новые движения нужно показывать подробно, замедленно, как бы по частям, по нескольку раз, до полного их усвоения учащимися и, разумеется, подтверждать соответствующими устными пояснениями. Показ комбинированных заданий в младших классах также необходим, но проводится он уже в обычном темпе, без предварительных повторений, и запоминаться должен с одного раза. Это обязательное правило, оно очень трудно, но очень хорошо развивает зрительную, вернее, хореографическую память ученика.
Исключения, конечно, могут быть, но двух - и тем более трехкратный предварительный показ лишает ученика самостоятельности и активности в запоминании комбинированного задания.
Метод упражнения.
Методы направленного прочувствования двигательного действия (или метод упражнения). Очень важно в хореографии, чтобы у учеников кроме зрительного и слухового восприятия должно быть и ощущение движения. Направляющая помощь преподавателя при выполнении движения, например ощущение работы мышц при выполнении какого либо движения; выполнение упражнений в замедленном темпе; фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия. Моторная память ученика отрабатывается, развивается и крепнет на основе точной исполнительской техники. Моторная память закрепляется трудно, путем многократно повторяемых упражнений на протяжении всего курса обучения.
Основные методы обучения классическому танцу - это наглядный показ и словесное объяснения. Наглядность основана на особенностях развития мышления - от конкретного к абстрактному. В хореографии наглядность вызывает ассоциативный ряд. Кроме того, является основным педагогическим приёмом.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести : показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся.
Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т. п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально -ритмических игр.
Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.
Кроме традиционных форм и методов проведения занятий, могут быть использованы при обучении такие методы, как:
1. методика работы с Интернет – технологиями (путешествие по сети Интернет, посещение танцевальных сайтов, поиск специальной литературы и необходимой информации по хореографии);
2. методика использования метода проектов на занятиях хореографии с применением средств Microsoft Office (создание банка данных, электронных таблиц);
3. методика использования творческих заданий на занятиях хореографии с применением средств Microsoft Office (создание рекламных проспектов, буклетов, фото - коллажа и т. д.);
4. методика организации компьютерного практикума на занятиях хореографии (интерактивные игры, составление кроссвордов, тестовые задания);
5. методика использования обучающих видео - программ (видео-пособие “Азбука классической хореографии” и др.).
Чаще всего все эти приемы представляет собой комплексный подход и основываются на возрастных особенностях детей.
1. Теория включает в себя разъяснение правил выполнения танцевальных движений.
2. Практика позволяет закреплять разучиваемые движения, путем многократного повторения материала, при этом включается в работу мышечная память, логическое мышление.
3. Просмотр видеозаписей существенно помогает в практических занятиях для анализа и сравнения, это позволяет оценить достоинства и недостатки работы.
Подводя итоги ко всему выше сказанному, хочется еще раз отметить, что, несмотря на многообразие существующих методов обучения, педагогу необходимо постоянно контролировать обучающее действие методов и преобразовывать в зависимости от предъявляемых к ним требований. Педагогические методы должны стать внутренним способом организации учебного процесса. Опираясь на имеющийся опыт, педагогические методы обучения танцу должны корректироваться практикой педагога. Особо, хочется отметить, что вне зависимости от методов обучения, которые выбирает преподаватель, главное любить то, чему ты учишь, постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень, и ни в коем случае не становиться обычным урокодателем.