Елена Ефимчева
Формы и методы просвещения родителей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Просвещение родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов может осуществляться в разнообразных формах :
1. формы, направленные на информирование родителей;
2. формы, направленные на формирование у родителей практического опыта воспитательных действий;
Публикация «Формы и методы просвещения родителей в детском саду» размещена в разделах
3. формы, позволяющие вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми, в том числе, позволяющие легитимно включить родителей в участие в управление дошкольной образовательной организацией через принцип государственно-общественного характера управления образованием (модель – управляющий совет).
Первая группа форм
Направлена на информирование родителей по вопросам развития, оздоровления, воспитания и обучения детей.
К этим формам относят : родительские собрания, лектории, индивидуальное и групповое консультирование, родительские конференции, устный педагогический журнал, беседы, дни открытых дверей, «круглые столы», библиотеки педагогической литературы для родителей, фотовыставки, информационные стенды и папки, выпуск мини-газет.
Родительские собрания
Наиболее распространенная форма педагогического просвещения. Родительские собрания бывают групповыми и общими. Групповые проводятся с родителями одной группы ДОО. Общие – с родителями всех групп ДОО. Родительские собрания помогают информировать родителей о тех или иных вопросах воспитания или организационных вопросах. Для того чтобы собрания не становились формальными, их следует организовывать с вовлечением родителей в обсуждение вопросов, применяя разнообразные методы активизации родителей, проводить в нетрадиционных формах, способных заинтересовать родителей воспитанников.
Лекция-презентация
Позволяет, во-первых, сфокусировать внимание слушателей на главном, а, во-вторых, удерживать их внимание посредством визуализации подачи материала. Иллюстрирование лекции слайдами позволяет наглядно передать как содержание нового материала, так и закрепить уже имеющиеся знания. Тематика лекции должна быть актуальной для родителей. Читать ее следует простым доступным языком с большим количеством примеров, избегая наукообразного изложения и сложных терминов. Лучше изучить текст лекции заранее и не читать с листа, а свободно излагать, находясь в диалоге с родителями.
Индивидуальное и групповое консультирование
Помогает давать родителям адресную информацию, касающуюся того или иного аспекта развития и воспитания детей. Общаясь с одной или несколькими семьями, педагог может лучше узнать своих воспитанников, условия их жизни, особенности взаимоотношений с родителями. Педагог может также оказать конкретную помощь в разрешении трудностей воспитания, необходимую именно этой семье. С другой стороны, родителям бывает проще обсудить возникающие у них проблемы наедине с педагогом. Корректный, грамотный подход педагога к организации индивидуальной работы с семьей способствует поднятию его авторитета в глазах родителей детей.
Родительские конференции
Форма, которая позволяет привлечь родителей к распространению позитивного педагогического опыта. На конференции несколько семей представляют свой опыт воспитания детей по тому или иному направлению. Педагог помогает родителям подготовиться к выступлению, представить материал в интересной привлекательной форме.
Устный педагогический журнал
Состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Каждая страница журнала – это устное сообщение,
проиллюстрированное дидактическими пособиями, прослушиванием аудиозаписей, выставками рисунков, поделок, книг. Темы устных журналов отвечают актуальным потребностям родителей в информации. Эта форма помогает быстро раскрыть родителям основу значимых для них тем и вопросов. Устный журнал могут проводить педагоги группы или можно пригласить разных специалистов (врачей, учителей начальной школы, психологов и других специалистов). Журнал может быть тематическим, то есть полностью посвященном одной теме или охватывать несколько актуальных тем развития и образования детей.
Беседы с родителями
Распространенная и широко практикующаяся форма просвещения родителей. В отличие от консультаций, беседы более неформальны, предполагают активный диалог сторон и поиск эффективных решений по тем или иным проблемам образования детей.
Дни открытых дверей
Позволяют родителям воспитанников погрузиться в жизнь ДОО, получить информацию от педагогов и специалистов, работающих с детьми, пронаблюдать образовательный процесс. Возможна организация
«ознакомительных» дней для семей, проживающих в близлежащем микрорайоне. С помощью рассылки приглашаются молодые семьи, чьи дети еще не посещают ДОО, и семьи, ожидающие рождения ребенка. Для родителей организуются экскурсии по ДОО, встречи со специалистами, работающими в организации, демонстрируются видео- и фотоматериалы, касающиеся жизни детей.
«Круглые столы» для родителей
Направлены на обсуждение значимых вопросов воспитания и развития детей. Каждый участник круглого стола получает возможность высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. Проведение круглых столов дает возможность привлечь внимание родителей к важным сторонам воспитания детей, посмотреть на них с разных точек зрения, услышать мнения разных специалистов.
Библиотеки и выставки психолого-педагогической литературы
Позволяют родителям погрузиться более детально в вопросы развития и здоровья детей, ознакомиться с подборками научно-популярной литературы в области педагогики, психологии, медицины и других наук. Один из педагогов может осуществлять консультирование родителей, помогать им в подборе книг.
Фотовыставки, информационные стенды, папки, проспекты, выпуск мини-газет
Направлены на информирование родителей о жизни детей в ДОО, об интересных проектах, в которых участвуют дети, ярких событиях в жизни группы или ДОО в целом. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через средства печати, организацию выставок.
В информационных проспектах кратко представлен материал, демонстрирующий специфику ДОО, его отличие от других, указано, какие специалисты работают с детьми, какие дополнительные услуги оказываются, дана информация о режиме работы. Весь текстовый материал сопровождается рисунками, фотографиями. Небольшие по объему красочные
«визитки» помогают сформировать у родителей первоначальные представления о ДОО, продемонстрировать заинтересованность коллектива в развитии и воспитании детей, стремление к сотрудничеству с родителями.
Мини-газеты имеют разный объем, тираж, отличаются стилем подачи информации, тематикой. Обычно это газета небольшого формата, которая содержит в себе объявления из жизни ДОО (благодарности родителям за помощь, анонсы конкурсов, консультаций и другие, а также информацию по проблемам дошкольной педагогики и психологии. Можно предлагать вниманию родителей мини-газеты, которые содержат значительно больший объем информации за счет рубрик «Из семейного опыта», «Творчество наших детей», «Советы педагогов и психологов» и так далее.
Вторая группа форм
Направлена на формирование у родителей практического опыта педагогических действий.
Данная группа включает мастер-классы и мастерские, практикумы, тренинги, деловые игры.
Мастер-класс
Направлен на расширение сферы совместной деятельности педагога и родителей в области педагогического просвещения семьи, вовлечение во взаимодействие всех участников образовательного процесса. Педагог в данном случае выступает в роли эксперта. Целью мастер-класса является передача педагогического опыта.
В основу практикумов, как правило, заложен метод моделирования педагогических ситуаций, что предполагает активное обсуждение видимых и скрытых проблем в поведении детей, а также практическую проработку какого-нибудь умения, связанного с решением той или иной образовательной задачи. Например, сенсорного воспитания детей, формирования у них навыков связной речи, навыков конструирования и многое другое. При этом
задействовано сразу несколько психических познавательных процессов – память, внимание, мышление, и методов познания – анализ, синтез, обобщение, сопоставление и другие. А это, в свою очередь, способствует активному включению участников практикума в ситуацию профессиональной педагогической деятельности.
Элементы тренингов и тренинги
Форма тренировки педагогического мышления родителей. Особенность тренингов в том, что в ходе их проведения родителей информируют о правильных способах поведения с детьми и отрабатывают их, доводя до автоматизма. Педагог может включить элементы тренингов в практикумы для родителей. Тренинг проводится психологом.
Ролевые игры
Это эффективная форма, помогающая родителям погрузиться в мир детства и изменить точку зрения, посмотреть на ситуацию глазами ребенка. Педагогическая ценность ролевых игр состоит в том, что родителям предлагается не только предложить некоторое решение воспитательной проблемы, но и, испытав на практике, определить уровень его эффективности. Родителям дается возможность побывать в роли ребенка и ощутить, что он чувствует в момент воспитательного воздействия взрослых. Ролевые игры лучше проводить педагогу и психологу вместе.
Третья группа форм
Позволяет вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
К этой группе относятся заседания управляющих советов, родительские клубы, проектная деятельность, совместные праздники и досуги, игры- приключения, создание рукописных книг с детьми.
Управляющий совет – это представительный коллегиальный орган стратегического управления, состоящий из всех участников образовательных отношений (родители, педагоги, кооптированных и назначенных членов и имеющий управленческие (легитимные) полномочия по решению ключевых вопросов развития и функционирования дошкольной образовательной организации.
Организация работы клубов для родителей является достаточно сложным, но вместе с тем эффективным мероприятием. Эффективность работы семейных клубов обуславливается не столько количеством информации, сколько ее новизной, актуальностью, стилем подачи, соответствием запросу родителей. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. В заседаниях клуба могут участвовать не только педагоги и родители, но и дети. Происходит постепенное сближение
родителей и детей, устанавливается взаимопонимание между ними. Выбор темы заседания клуба обуславливается интересами и запросами родителей. Педагоги могут не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но пригласить различных специалистов.
Проектная деятельность
Позволяет родителям вместе с детьми стать субъектами образовательного процесса и глубоко погрузиться в изучение той или иной темы. Проектная деятельность в дошкольном возрасте возможна только при включенности в нее родителей. Самостоятельную поисковую деятельность дети, в силу специфики возраста, не могут осуществлять. Объединение детей, родителей и педагогов позволяет вывести взаимоотношения на новый уровень, организовать практику совместной познавательной деятельности, создать атмосферу сотворчества. Темы для проектов могут быть предложены всеми участниками – педагогами, детьми, родителями. Педагог осуществляет координирование проектной деятельности, помогает родителям понять логику познавательной деятельности детей, направляет развитие проекта. Обычно проект завершается представлением результатов в яркой запоминающейся форме.
Совместные праздники и досуги
Способствуют установлению неформальных отношений между педагогами и родителями, а также доверительных отношений между родителями и детьми. Важно, чтобы родители на праздниках не были пассивными наблюдателями, а сами становились активными участниками, начиная с момента подготовки сценария, оформления декораций, завершая участием в отдельных частях праздника или досуга. Совместные эмоциональные переживания способны сблизить участников, установить теплые отношения и в то же время помочь родителям освоить те или иные умения и навыки по общению, воспитанию детей. Досуги могут быть спортивными, литературными, музыкальными, посвященными значимой дате или социально значимой деятельности (например, День земли, День пожилого человека и так далее).
Игры-приключения для родителей и детей
Проводятся как с целью досуга, так и для объединения детей и родителей в совместной деятельности. Они проводятся в удобное для родителей время. Педагог продумывает игровые задачи, задания и маршрут участников игр. Участниками выступают семейные команды – дети и родители (прародители).
Методы активизации родителей разнообразны. Среди наиболее распространенных методов можно отметить :
– разыгрывание педагогических ситуаций;
– игровое решение педагогических задач;
– визуальный анализ собственной педагогической деятельности;
– просмотр видеозаписей деятельности детей (при наличии разрешений от родителей);
– прослушивание аудиозаписей записей рассказов детей;
– демонстрация мультимедийных презентаций;
– оформление памяток и чек-листов;
– опросы родителей;
– игровые элементы взаимодействия;
– конкурсы детских рисунков;
– использование музыкального сопровождения и другие.
Подбор тех или иных форм родительского просвещения и активизации родителей зависит от конкретной цели, а также определяется содержанием программы просвещения.