фатима хасанова
Формы и методы интерактивного обучения в ДОУ как условие разностороннего развития личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Формы и методы интерактивного обучения в ДОУ как условие разностороннего развития личности дошкольника
На современном этапе актуальное значение приобретают поиски эффективных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста, стимулирующих их разностороннее развитие.
Публикация «Формы и методы интерактивного обучения в ДОУ как условие разностороннего развития личности дошкольника» размещена в разделах
Данная работа содержит подбор и анализ таких форм и методов взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста, которые соответствуют личностно-развивающему подходу в обучении, обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний.
Основной целью данной работы является поиск и внедрение в практику работы с детьми дошкольного возраста форм и методов педагогической деятельности, способствующих формированию активной, успешной, интеллектуально состоятельной, творческой и разносторонне развитой личности ребенка.
Задачи:
1. Рассмотреть состояние интерактивных методов на современном этапе развития образования.
2. Изучить сферу применения интерактивных методов в современном образовательном процессе.
3. Выявить особенности современных интерактивных методов.
Как указывает Е. В. Коротаева технология интерактивного обучения – обучение, погруженное в общение; при этом «погруженное» не означает «замещенное» (вытесняемое) общением. Такое обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы : транслирующие (односторонние) на диалоговые, то есть основанные на взаимодействии, взаимопомощи и взаимоответственности.
Цели интерактивного обучения :
создание условий для привлечения в процесс познания;
предоставление возможности каждому слушателю понимать и рефлексировать по поводу того, что он знает и думает;
выработка жизненных ценностей;
создание атмосферы сотрудничества, взаимодействия;
развитие коммуникативных качеств и способностей;
создание комфортных условий обучения, которые бы вызывали у каждого обучающегося ощущения своей успешности, интеллектуальной способности, ценности, неповторимости, значимости [1].
Интерактивное обучение решает три задачи :
1. Учебно-познавательную
2. Коммуникативно-развивающую
3. Социально-ориентированную
Суть интерактивных методов :
- обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая педагога;
- предполагаются условия для самообразования и саморазвития;
- нет доминирования одного мнения, лидера;
- роли педагога уходит на второй план - дети на себя берут роль педагога, начинают обучать друг друга;
- педагог выступает лишь в роли организатора процесса бучения [2].
Формы организации интерактивного взаимодействия :
1. Индивидуаљная (каждый участник выполняет задние самостоятельно)
2. Парная (задание выполняется в паре).
З. Групповая (задание выполняется в подгруппах).
4. Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно).
5. Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после того выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект) [4].
В ходе интерактивного обучения дошкольники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются индивидуальные, парные и групповые работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документацией различными источниками информации [3].
Что же представляют собой методы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и педагогами-практиками разработано немало форм и методов групповой работы для обучения. Наиболее известные из них:
интерактивные и ролевые игры;
дискуссии;
Кейс-метод (анализ конкретных, практических ситуаций);
«мозговой штурм»;
метод проектов;
метод ассоциаций.
Характерные особенности интерактивных методик :
1. Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.
2. Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).
З. Наличие ясной, конкретной цели.
4. Взаимодействие участников в том объёме тем способом, который сами определяют.
5. Групповая рефлексия.
6. Подведение итогов [5].
В своей работе интерактивные технологии применяем с детьми, начиная с трехлетнего возраста:
во младшей группе проводится — работа в парах, хоровод;
в средней группе - работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
в старшей работа - в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум);
в подготовительной к школе группе —работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум, большой круг, дерево знаний).
Практика показала, что наиболее благоприятные условия для включения каждого ребенка в активную работу на занятии создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ребенок мыслит, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение. И что особенно важно групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода:
чему учим детей — это проверять друг друга;
учим тренироваться в парах [3].
Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чем я вам только что рассказала; скажи напарнику, как ты его понял).
Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища [4].
Так, используя «Работу в парах», дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения [5].
В процессе использования технологии «Хоровод», у детей развивается умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста [6].
Технология «Карусель» внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества [5].
Интерактивная технология «Интервью» используется на этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы. Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок» [6].
«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности.
Технология «Микрофон» - это разновидность группового обсуждения, которая дает возможность каждому сказать что — либо быстро, по очереди, выражая свое мнение, свою позицию или отвечая на вопросы [5].
Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно -следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу [6].
«Дерево знаний» развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Дети учатся договариваться, объединяться в малые группы, выполнять задания, анализировать и давать оценку.
«Знакомство» позволяет формировать навыки самопрезентации, преодоления неуверенности и боязни перед публичным выступлением [5].
Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивных форм методов в образовательном процессе в сочетании с традиционными методиками повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников.
1. Повысился уровень психолого-педагогической компетентности педагогов.
2. Расширились знания педагогов о современных интерактивных технологиях, особенности их применения их в ДОУ.
3. Качественно повысился уровень взаимодействия педагогов и детей
4. Значительно повысилось качество и эффективность педагогического процесса как результат внедрения интерактивных технологий в практику работы в ДОУ.
Применение интерактивных методов обучения активизируют познавательную деятельность детей, создают необходимые условия для становления и развития компетентностей, способствуют разностороннему развитию личности дошкольника с соответствующей системой ценностей.
Список литературы
1. Айдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения дошкольников / Л. И. Айдарова. – Москва: Издательство ЛИСТ-НЬЮ, 2016. – 238 с.
2. Баханов, К. А. Инновационные системы, технологии и модели обучения / К. А. Баханов. – Москва : Монография, 2016. – 160 с.
3. Бирина, О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях / О. В. Бирина // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8. – С. 438-442.
4. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Москва: Просвещение, 2008. – 464 с.
5. Ветошкина, Т. А. Активные и интерактивные методы обучения : учебно-методическое пособие / Т. А. Ветошкина, И. Н. Иванова, Н. В. Шнайдер. – Екатеринбург, 2013. – 154 с.
6. Комар, А. И. Интерактивные технологии – технологии сотрудничества / А. И. Комар. – URL : https://infourok.ru/statya-interaktivnie-tehnologiitehnologii-sotrudnichestva-535154.html ( дата обращения: 28.04.2020).