МААМ-картинки

Формы и методы интерактивного обучения в ДОУ как условие разностороннего развития личности дошкольника

фатима хасанова
Формы и методы интерактивного обучения в ДОУ как условие разностороннего развития личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Формы и методы интерактивного обучения в ДОУ как условие разностороннего развития личности дошкольника

На современном этапе актуальное значение приобретают поиски эффективных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста, стимулирующих их разностороннее развитие.

Публикация «Формы и методы интерактивного обучения в ДОУ как условие разностороннего развития личности дошкольника» размещена в разделах

Данная работа содержит подбор и анализ таких форм и методов взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста, которые соответствуют личностно-развивающему подходу в обучении, обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний.

Основной целью данной работы является поиск и внедрение в практику работы с детьми дошкольного возраста форм и методов педагогической деятельности, способствующих формированию активной, успешной, интеллектуально состоятельной, творческой и разносторонне развитой личности ребенка.

Задачи:

1. Рассмотреть состояние интерактивных методов на современном этапе развития образования.

2. Изучить сферу применения интерактивных методов в современном образовательном процессе.

3. Выявить особенности современных интерактивных методов.

Как указывает Е. В. Коротаева технология интерактивного обучения – обучение, погруженное в общение; при этом «погруженное» не означает «замещенное» (вытесняемое) общением. Такое обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы : транслирующие (односторонние) на диалоговые, то есть основанные на взаимодействии, взаимопомощи и взаимоответственности.

Цели интерактивного обучения :

создание условий для привлечения в процесс познания;

предоставление возможности каждому слушателю понимать и рефлексировать по поводу того, что он знает и думает;

выработка жизненных ценностей;

создание атмосферы сотрудничества, взаимодействия;

развитие коммуникативных качеств и способностей;

создание комфортных условий обучения, которые бы вызывали у каждого обучающегося ощущения своей успешности, интеллектуальной способности, ценности, неповторимости, значимости [1].

Интерактивное обучение решает три задачи :

1. Учебно-познавательную

2. Коммуникативно-развивающую

3. Социально-ориентированную

Суть интерактивных методов :

- обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая педагога;

- предполагаются условия для самообразования и саморазвития;

- нет доминирования одного мнения, лидера;

- роли педагога уходит на второй план - дети на себя берут роль педагога, начинают обучать друг друга;

- педагог выступает лишь в роли организатора процесса бучения [2].

Формы организации интерактивного взаимодействия :

1. Индивидуаљная (каждый участник выполняет задние самостоятельно)

2. Парная (задание выполняется в паре).

З. Групповая (задание выполняется в подгруппах).

4. Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно).

5. Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после того выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект) [4].

В ходе интерактивного обучения дошкольники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются индивидуальные, парные и групповые работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документацией различными источниками информации [3].

Что же представляют собой методы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и педагогами-практиками разработано немало форм и методов групповой работы для обучения. Наиболее известные из них:

интерактивные и ролевые игры;

дискуссии;

Кейс-метод (анализ конкретных, практических ситуаций);

«мозговой штурм»;

метод проектов;

метод ассоциаций.

Характерные особенности интерактивных методик :

1. Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.

2. Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).

З. Наличие ясной, конкретной цели.

4. Взаимодействие участников в том объёме тем способом, который сами определяют.

5. Групповая рефлексия.

6. Подведение итогов [5].

В своей работе интерактивные технологии применяем с детьми, начиная с трехлетнего возраста:

во младшей группе проводится — работа в парах, хоровод;

в средней группе - работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

в старшей работа - в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум);

в подготовительной к школе группе —работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум, большой круг, дерево знаний).

Практика показала, что наиболее благоприятные условия для включения каждого ребенка в активную работу на занятии создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ребенок мыслит, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение. И что особенно важно групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода:

чему учим детей — это проверять друг друга;

учим тренироваться в парах [3].

Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чем я вам только что рассказала; скажи напарнику, как ты его понял).

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища [4].

Так, используя «Работу в парах», дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения [5].

В процессе использования технологии «Хоровод», у детей развивается умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста [6].

Технология «Карусель» внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества [5].

Интерактивная технология «Интервью» используется на этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы. Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок» [6].

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности.

Технология «Микрофон» - это разновидность группового обсуждения, которая дает возможность каждому сказать что — либо быстро, по очереди, выражая свое мнение, свою позицию или отвечая на вопросы [5].

Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно -следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу [6].

«Дерево знаний» развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Дети учатся договариваться, объединяться в малые группы, выполнять задания, анализировать и давать оценку.

«Знакомство» позволяет формировать навыки самопрезентации, преодоления неуверенности и боязни перед публичным выступлением [5].

Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивных форм методов в образовательном процессе в сочетании с традиционными методиками повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников.

1. Повысился уровень психолого-педагогической компетентности педагогов.

2. Расширились знания педагогов о современных интерактивных технологиях, особенности их применения их в ДОУ.

3. Качественно повысился уровень взаимодействия педагогов и детей

4. Значительно повысилось качество и эффективность педагогического процесса как результат внедрения интерактивных технологий в практику работы в ДОУ.

Применение интерактивных методов обучения активизируют познавательную деятельность детей, создают необходимые условия для становления и развития компетентностей, способствуют разностороннему развитию личности дошкольника с соответствующей системой ценностей.

Список литературы

1. Айдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения дошкольников / Л. И. Айдарова. – Москва: Издательство ЛИСТ-НЬЮ, 2016. – 238 с.

2. Баханов, К. А. Инновационные системы, технологии и модели обучения / К. А. Баханов. – Москва : Монография, 2016. – 160 с.

3. Бирина, О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях / О. В. Бирина // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8. – С. 438-442.

4. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Москва: Просвещение, 2008. – 464 с.

5. Ветошкина, Т. А. Активные и интерактивные методы обучения : учебно-методическое пособие / Т. А. Ветошкина, И. Н. Иванова, Н. В. Шнайдер. – Екатеринбург, 2013. – 154 с.

6. Комар, А. И. Интерактивные технологии – технологии сотрудничества / А. И. Комар. – URL : https://infourok.ru/statya-interaktivnie-tehnologiitehnologii-sotrudnichestva-535154.html ( дата обращения: 28.04.2020).

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника»Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника» Данная методическая разработка дидактического пособия "Обучение с развлечением" представляет собой игровой блокнот формата А6, включающий.

Положительное эмоциональное состояние ребёнка — важное условие развития его личности Как эмоционально чувствует себя малыш в детском саду и дома – это очень важно, так как от этого зависит его личностное развитие. Взрослому.

Проект «Преемственность между начальной и средней ступенями обучения как условие успешности и развития школьников» Актуальность На современном этапе развития образования традиционный подход к вопросу преемственности между начальным и основным этапами.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы и методы интерактивного обучения в ДОУ как условие разностороннего развития личности дошкольника
Опубликовано: 30 января 2024 в 10:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы и методы интерактивного обучения в ДОУ как условие разностороннего развития личности дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем фатима хасанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД