Диана Дубова
Формы детской деятельности в ООП
▼ Скачать + Заказать документы
Оформление разделов ООП ДО
Мы рассмотрели требования к структуре программы. Обратим внимание на ее оформление. Возможно два варианта оформления.
Первый – если программа полностью соответствует примерной ООП. В случае если обязательная часть программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу (п. 2.12 ФГОС ДО). В программе должно быть прописано полное методическое обеспечение, и комплект должен быть в наличии.
Публикация «Формы детской деятельности в ООП» размещена в разделах
Второй вариант – если ООП не соответствует ни одной из примерных программ. В таком случае обязательная часть должна быть представлена развернуто, т. е. прописаны все три раздела программы.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть также представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, методику, формы организации образовательной работы (если она им полностью соответствует).
Вне зависимости от наличия или отсутствия приоритетной деятельности (т. е. реализации одной или нескольких образовательных программ дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по какому-либо направлению развития дошкольников) часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна быть представлена обязательно. Наличие данной части обусловлено в первую очередь требованием Закона «Об образовании в РФ», а ФГОС ДО учитывает данное требование. В ней указываются парциальные программы, с учетом которых выстроен образовательный процесс (при наличии приоритетных направлений развития воспитанников, а также особенности образовательного процесса (определенные традиции организации).
Таким образом, на педагогический коллектив организации, реализующей ООП ДО, возлагается большая ответственность за выбор, разработку и реализацию образовательной программы
III. Практическая часть
Целевой раздел (фрагмент) ОП ДОО
I. Целевой раздел:
1. Обязательная часть.
В соответствии с ФГОС ДО раздел II, пункт 2.12 «В случае если обязательная часть Программы соответствует программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу».
См. Примерная основной образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А., Т. С. Комаровой., М. А Васильевой. – 2-е изд., испр. – М,; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 336 с.
1.1. Пояснительная записка
1.1.1 Цели, задачи реализуемые программой.
Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
разностороннее развитие детей дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования, на основе
индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 статья №64).
Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе.
Система оценки качества реализации ООП ДОО решает следующие задачи:
повышения качества реализации программы дошкольного образования;
реализации требований Стандарта;
обеспечения объективной экспертизы деятельности ДОУ в процессе
оценки качества программы дошкольного образования;
задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития ДОУ;
создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
ООП ДОО предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;
внутренняя оценка, самооценка;
внешняя оценка, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.
Оценка индивидуального развития детей педагогом проводится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений в режимные
моменты и в специально организованной образовательной деятельности.
ООП ДОО предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
педагогические наблюдения, связанные с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
карты наблюдений детского развития.
Они позволяют фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребё нка в ходе:
коммуникации со сверстниками и взрослыми;
игровой деятельности;
познавательной деятельности;
проектной деятельности;
художественной деятельности;
физического развития.
Результаты используются для решения образовательных задач:
индивидуализации образования;
оптимизации работы с группой детей.
Оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой в детском саду, направлено в первую очередь на оценивание созданных условий в процессе образовательной деятельности.
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2.1. Пояснительная записка.
В рамках внедрения ФГОС ДО приоритет в образовательной деятельности поставлен на социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством приобщения их к истории, культуре и природе малой родины и организацию образовательного процесса на основе приобщения дошкольников к духовно-нравственным и культурно-историческим ценностям. Руководствуясь требованиями ФГОС ДО эту часть в ООП ДОО составляют две парциальные образовательные программы:
1. «Сенгилеевское белогорье» : программа и образовательные материалы для воспитателей дошкольных образовательных организаций по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста/ Н. Ю. Майданкина, О. А. Косарева, Г. В. Шагарова; под общей редакцией Н. Ю. Майданкиной. 2-е издание, дополненное и переработанное, - Ульяновск: Центр ОСИ, 2015. – 60 страниц;
В соответствии с ФГОС ДО раздел II пункт 2.12 «Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы. (См. ссылку на программу «Сенгилеевское белогорье» : программа и образовательные материалы для воспитателей дошкольных образовательных организаций по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста/ Н. Ю. Майданкина, О. А. Косарева, Г. В. Шагарова; под общей редакцией Н. Ю. Майданкиной. 2-е издание, дополненное и переработанное, - Ульяновск: Центр ОСИ, 2015. – 60 страниц;
2. «Войди в мир развлечений и забав» : организация досуговой деятельности в ДОУ [текст] : методическое пособие /А. Е. Завируха, Т. В. Кузнецова, Н. Ю. Майданкина, Л. Г. Лихачёва, Е. В. Усова, Н. А. Прохорова, О. Г. Шатунова; под ред. Н. Ю. Майданкиной, - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013 – 132 с.
Пояснительная записка
На этапе дошкольного детства досуговая деятельность представляет сложный комплекс видов детской деятельности и включает разнообразное содержание и формы взаимодействия с дошкольниками. Досуг в дошкольном образовательном учреждении сочетает в себе разнообразные варианты музыкальной, художественной, познавательной, изобразительной, игровой, театрализованной, двигательной деятельности. В досуговой деятельности успешно осуществляется музыкальное, физическое, сенсорное воспитание, дети имеют возможность поупражняться в звукопроизношении, закрепить представления об окружающих предметах и явлениях, у них развиваются любознательность, смекалка, внимание, умение обобщать, систематизировать и классифицировать предметы.
Досуг объединяет все виды искусства, дает возможность творчески использовать их в организации педагогического процесса в ДОУ, вызывая у
детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов.
Досуг, как специально организованная деятельность в педагогическом процессе дошкольного учреждения, направлен на обогащение социально-личностного развития. Досуг расширяет детский кругозор, способствует закреплению у детей структурированных представлений о социальной действительности, развивает коммуникативные способности, инициативу, активность, формирует у дошкольников умение оказывать помощь и поддержку сверстникам, обеспечивает их раннюю позитивную социализацию.
Разнообразное содержание досуговой деятельности обеспечивает условия для организации эффективного процесса социального воспитания в ДОУ и повышения уровня социально-личностного развития дошкольников Содержательная досуговая деятельность оказывает серьезное влияние на разностороннее развитие личности ребенка-дошкольника и, в целом, на формирование базиса личностной культуры детей.
Закономерно, что дети дошкольного возраста отдают предпочтение в детском саду досуговой деятельности, обеспечивающей их разнообразными и яркими впечатлениями и переживаниями. Специфика становления личности на первоначальных этапах дошкольного детства связана с доминированием чувственных переживаний и состояний. Содержательный досуг обогащает эмоциональную сферу ребенка-дошкольника, развивает у него ориентацию в разнообразных собственных эмоциональных состояниях и состояниях окружающих. В досуговой деятельности имеется возможность познания детьми истории края и его экологии.
2.1.1. Цели и задачи программы «Сказка».
Цель досуговой деятельности в процессе социально-личностного развития
детей дошкольного возраста:
создание у дошкольников радостного настроения, комфортного самочувствия посредством разнообразного комплекса детской деятельности;
приобщение детей в соответствии с их возрастными особенностями к культурно – историческим ценностям и природным достопримечательностям нашего региона, страны;
сохранение и укрепление здоровья детей, содействие их физическому развитию и двигательной активности;
воспитание инициативной, воспитанной, социализированной личности, способной демонстрировать адекватные модели поведения в обществе взрослых и сверстников.
Формирование начальной ключевой личностно - социальной компетентности обеспечивается решением комплекса задач, направленных на:
оформление соответствующего возрастным возможностям ребёнка – дошкольника образа «Я», самопознание, самооценку;
начальную ориентацию в общечеловеческих ценностях добра, красоты, истины;
проявление у детей эмоционально – оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения, выражение собственного мнения, позиции;
саморегуляцию, самоконтроль поведения, действий и поступков, и их последствия для окружающих;
ориентацию и проявление у ребёнка интереса к социуму (семья,
сверстники, взрослые, люди в стране и мире, и культуре;
соблюдение и использование культуры общения и поведения со сверстниками м взрослыми;
адекватное проявление сочувствия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости;
организацию совместной деятельности, сотрудничество.
2.1.2. Основные принципы и подходы к реализации
программы «Сказка».
Содержание досуговой деятельности отбиралось с опорой на общие дидактические принципы:
энциклопедичности;
природосообразности;
социообразности;
воспитательной ценности сообщаемых дошкольникам представлений;
интеграции.
Принципы и подходы, способствующие организации успешного социально – личностного развития детей дошкольного возраста посредством ресурсов досуговой деятельности :
Амплификации. Амплификация по отношению к детям дошкольного возраста, по мнению А. В. Запорожца, - это обогащение детского развития. Амплификация досуговой деятельности предполагает включение в образовательный процесс для детей для детей дошкольного возраста разнообразного содержания, в том числе и региональной направленности, применение широкого спектра методов и приёмов организации детской деятельности в утренние и вечерние отрезки времени, расширяющие поле для ознакомления с социальной действительностью. Досуговая деятельность обогащается и организацией с детьми старшего дошкольного возраста проектной деятельности социальной направленности и её интеграции с разными вариантами других видов детской деятельности.
Оптимизация. Оптимизация досуговой деятельности предполагает следующие характеристики:
Отбор специфических детских видов деятельности (игра, рисование, аппликация, общение, наблюдение) и максимальное использование их ресурсов в образовательной деятельности в утренние и вечерние отрезки времени;
Структуризация адаптированного для детей содержания;
Организация разнообразных форм;
Использование эффективных методов работы с дошкольниками.
Праксиологический (деятельностный). Общеизвестно, что психическое развитие ребёнка происходит в деятельности. Досуговая деятельность, интнгрируя комплекс разнообразных видов детской деятельности : художественно – творческая, театрализованная, музыкальна, трудовая (ручной труд, игровая, познавательная, двигательная, обеспечивает успешное социально – личностное развитие в условиях ДОУ;
Средовой подход. По определению доктора психологических наук С. Л. Новосёловой, предметно – развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующя содержание развития его духовного и физического облика.
Построение и функционирование образовательной развивающей среды в ДОУ обеспечивает в процессе досуговой деятельности приобщение детей к эталонам культуры (общечеловеческой, традиционной, региональной). А также предполагает внесение в досуговую деятельность содержания, основанного на исторических и социокультурных традициях региона.
Досуговая деятельность дошкольников сопровождается ознакомлением детей с яркими историческими событиями и культурными явлениями родного края, его жителями, образом их жизни, разнообразием сфер профессиональной деятельности, с уникальными природными особенностями, что способствует развитию у дошкольников основ социальности, патриотических чувств, гражданственности;
Комплексности. Содержание досуговой деятельности представляет комплекс тематических блоков, что позволяет в соответствии с возрастными возможностями детей, их интересами и потребностями конструировать образовательный процесс в утренние и вечерние отрезки времени, интегрируя образовательные области и насыщая их разными видами активности ребёнка.