Попова Екатерина
Формирование предпосылок универсальных учебных действий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С. Выготский
Что же такое универсально учебные действия?
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».
Публикация «Формирование предпосылок универсальных учебных действий в ДОУ» размещена в разделах
Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок УУД. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход. Системно - деятельностный подход предполагает : воспитание и развитие качеств личности, развивающих у детей предпосылки универсальных учебных действий, познания и освоения мира, что составляет цель и основной результат образования; Обеспечение преемственности дошкольного, начального образования.
Преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.
Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки универсальных учебных действий :
• личностные,
• регулятивные,
• познавательные,
• коммуникативные.
Личностные предпосылки универсальных учебных действий – основываются на трех принципах:
1. Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т. п.);
2. Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности
(какое значение смысл имеет для меня учение);
3. Нравственно-этическая оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.
Предпосылками личностного компонента являются:
• умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
• умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
• умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
• формирование познавательной и социальной мотивации;
• формирование адекватной самооценки;
• формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т. п. ;
• формирование способности учитывать чужую точку зрения;
• воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т. п.)
К формированию предпосылок личностных универсальных учебных действий, можно отнести:
• сюжетно-ролевая игра "Школа";
• экскурсии в школу города,
• встречи с нынешними школьниками – выпускниками группы,
• чтение художественной литературы о школьной жизни с обсуждением,
• ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда;
• рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них,
• создание в группе уголка школьника. участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
Регулятивные УУД основываются на следующих принципах:
1. Целеполагание – умение сохранять заданную цель;
2. Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
3. Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;
4. Контроль – умение контролировать свою деятельность
по результату деятельности и по процессу;
5. Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
6. Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
Предпосылками регулятивного компонента являются:
• умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
• умение сохранять заданную цель;
• умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
• умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
• умение контролировать свою деятельность по результату;
• умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
• умение работать по инструкции взрослого;
• умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
• готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
• умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
• умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т. п.) – сформированность мелкой моторики рук.
Для развития регулятивных предпосылок УУД используются :
• различные игры и упражнения («Что изменилось», «Найди одинаковые предметы», «Найди отличия»);
• Задания построены в виде соревнования двух и более игроков;
• Эксперементирование;
• «Преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;
Познавательные УУД - это самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, моделирование, логические действия анализа (выделение признака из целого объекта, синтеза (объединение в группы по 1-2 признакам, сравнения (выделение признака из целого ряда предметов, сериации (установление последовательных взаимосвязей, классификации (объединение по группам) объектов, установление причинно- следственных связей.
Предпосылками познавательного компонента являются:
• навыки сформированности сенсорных эталонов;
• ориентировка в пространстве и времени;
• умение применять правила и пользоваться инструкциями;
• умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
• умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
• умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
• умение выделять существенные признаки объектов;
• умение устанавливать аналогии на предметном материале;
• умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
• умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
• умение производить анализ и синтез объектов;
• умение устанавливать причинно-следственные связи.
• ориентировка в пространстве и времени;
• умение применять правила и пользоваться инструкциями;
• умение ориентироваться в книге;
• умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;
• умение находить нужную страницу;
• умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
• умение работать по иллюстрации ( рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т. п.);
• умение пользоваться простейшими инструментами.
Для выработки определенных познавательных умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому нужно научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Приведем примеры логических задач, игр и упражнений, которые мы активно используются в совместной деятельности с детьми в своей группе на развитие познавательных УУД. Они настолько просты, что у родителей есть возможность использовать их и при домашнем закреплении полученного материала. Например, логические задачи: 1. Саша ел яблоко, большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное? 2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале? И др. Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т. д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.
Особо хочется подчеркнуть роль книги как источника новых знаний, из которой можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы.
Важными являются игры, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности - это таинственные схемы-знаки «Найди указанное место», «Остров в океане»; зашифрованные записи - с помощью слов, картинок, знаков.
Большое значение в развитии основ логического мышления дошкольников придается использованию таких обучающих игр, как «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша», участие детей в конкурсах росток и мир.
Хотелось бы подчеркнуть важную роль в развитии познавательных предпосылок УУД тематического уголка, созданного в нашей группе «Грамотеи». Воспитанники активно используют в свободной деятельности учебные пособия, дидактические игры, а также пособия, созданные для использования на занятиях по учебной грамоте.
Коммуникативные УУД – это:
• Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
• Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
• Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
• Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
• Умение вести монолог, отвечать на вопросы;
• Владение невербальными средствами общения;
Предпосылками коммуникативного компонента являются:
• потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
• владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
• строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
• желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
• ориентация на партнера по общению;
• умение слушать собеседника.
• умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• строить понятные для партнёра высказывания.
В нашем детском саду ежегодно проводится фестиваль «Театральный калейдоскоп», в котором наша группа принимает активное участие уже третий год, а также конкурс чтецов «Зимушка Хрустальная», «Наша Родина» - это является одним из главных компонентов коммуникативных УУД.
А также:
• составление диалога (работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь;
• игра «Зеркало»;
• «составь задание» – дети составляют задание друг для друга;
• «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо, о предметах (красиво, не красиво);
• обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;
• групповая работа – любая совместная групповая работа формирует коммуникативные УУД;
Способы формирования УУД;
• Опираться на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, использовать игры с правилами, игровые ситуации;
• Включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование, исследование, и др. ;
• Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;
• Тренировать мыслительные операции – классификацию, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, сернацию, и др. ;
• Развивать коммуникативные способности детей,
• вербальную и невербальную речь, творческие способности
• и навыки самоконтроля;
• Акцентировать внимание на деятельности дошкольника и
• ее эффективности, а не на достижениях;
А также,
• Дошкольнику требуется личный контакт с ним;
• Атмосфера успеха;
• Помощь в обретении уверенности в своих силах и способностях;
• Помощь в приобретении знаний легко и с интересом;
• Доброжелательное и уважительное отношение к его личности.
• Поощрение и похвала.
• Принятие его таким, какой он есть;
• Адекватная оценка его деятельности и запрет на прямые оценки личности ребенка (ленивый, глупый, неаккуратный и пр.).
Разработчики ФГОС поясняют, что специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения основной общеобразовательной Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров
Целевые ориентиры – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.
При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Таким образом, мы видим портрет выпускника ДОУ:
• Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками (личностные результаты).
У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
• Любознательный, активный (личностные результаты).
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
• Эмоционально отзывчивый (личностные результаты).
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
• Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (коммуникативные результаты).
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
• Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (регулятивные результаты).
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».
Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
• Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту (познавательные результаты) .
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
• Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве (стране, мире и природе (личностные результаты).
Ребенок имеет представление :
- о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
- о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
- об обществе (ближайшем социуме, его культурных ценностях и своем месте в нем;
- о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
- о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).
• Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (регулятивные результаты) :
умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
• Овладевший необходимыми умениями и навыками (предметные результаты).
У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др., необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Спасибо за внимание!