Любовь Барабанова
Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников посредством организации сюжетно-ролевых игр
Актуальность работы. Современных условиям данного вопроса возрастает отношения коммуникативной компетентности окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит общения, доброжелательности, доброты, речевой культуры во взаимоотношениях детей. В нынешнее время лучший друг для ребёнка – это компьютер и телевизор, а любимая игра – компьютерная игра или просмотр мультиков. Дети стали меньше общаться не только с родителями, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общения раскрашивает яркими красками жизнь детей.
Публикация «Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников посредством организации сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Новизна и практическая значимость состоит в разработке системы игровых занятий по данному направлению работы в ДОО и возможности, методические рекомендации для педагогов ДОО и родителям будут использованы в практике обучения и воспитания дошкольников.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что эффективное развитие коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр возможно при следующих педагогических условиях:
- создавать развивающую предметно-пространственную среду, активизирующую коммуникативную деятельность детей в сюжетно-ролевой игре детей, обогатить предметно-пространственную среду в группе сюжетно-ролевыми играми, отображающими социальную;
- разработать содержание работы учётом создания ситуаций достижения детьми собственных целей общения, взаимодействия с учётом особенностей партнёра по общению во время сюжетно-ролевых игр;
- активно вовлекать родителей в совместную деятельность в развитии коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Коммуникативная компетентность – это готовность и способность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
В последнее время практика и теория образования претерпевает серьезные изменения. Вводится компетентный подход, что делает актуальной саму проблему компетентности и ее формирования. Этому явлению много внимания уделяют в своих работах такие исследователи, как Н. В. Кузьмина, И. А. Зимняя, А. К. Маркова и другие.
Согласно толковому словарю Д. И. Ушакова компетентность – это авторитетность источника, его осведомленность.
Игровое общение является необходимым условием существования детей среди людей и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником возрастного развития. В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. В ранее существовавшей практике дошкольных учреждений воспитание детей в сюжетно-ролевой игре определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами, методы воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка – убеждение, внушение, беседа (Е. А. Аркин, В. А. Бачинин, Д. В. Менджеритская, А. П. Усова, Т. А. Макаровой идр.).
Сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания работы педагогов ДОО по организации сюжетно-ролевых игр должны стать показатели коммуникативной компетентности ребенка. Данная игра коммуникативна по своему содержанию, по своей природе, так как возникает из условий жизни ребенка. В этом виде игры современными детьми воссоздаются отношения между людьми. Исходя из этого требует изучения влияние сюжетно-ролевой игры как средства благоприятного развития у детей развития коммуникативной компетентности, что в современной педагогике обеспечено слабее. Поэтому данная проблема требует изучения: соответствующая работа педагогов облегчит детям установление контактов, будет способствовать взаимопониманию между сверстниками в группе.
Понятие «компетентность» связано с термином «компетенция». Коммуникативная компетенция – это базисная характеристика личности дошкольника, важная предпосылка благополучия в социально-личностном развитии. Проблема проявления личности в коммуникативном развитии ребенка – один из важнейших вопросов нашего времени. Эта проблема смыкается с психологической проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики дошкольного образования.
Сюжетно-ролевая игра имеет основные структурные элементы: игровой замысел; сюжет или содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослым. Эти элементы тесно взаимосвязаны. Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети. Сюжет или содержание – это то, что составляет сущность игры, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей; то, что делает игру привлекательной и побуждает интерес и желание играть. Ребенок, входя в игровой образ, становится тем, кому подражает, т. е. играет определенную роль.
Эта игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения
В сюжетно-ролевых играх есть возможность формирования таких навыков построения и поддержания общения с окружающим миром, как того требуют социальные нормы и правила жизни в обществе. Успешность практической деятельности, взаимодействия людей друг с другом невозможна без усвоения ими общественно выработанных в обществе норм и правил. Именно в ролях, ролевых действиях воплощаются и формируются знания детей о нормах и правила, в том числе и этических, и отстаивают их перед ровесниками и взрослыми. Так, по мнению М. Д. Кривошапкиной, Л. В. Николаевой у детей повышаются возможности саморегуляции поведения в ДОО.
Широко проблема применения сюжетно-ролевых игр для развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста раскрыта в программе «Развитие». Программа определяет особенности игрового взаимодействия детей друг с другом, в основе которых лежат определенные уровни усвоения социальных норм и правил взаимодействия ребенка со сверстниками. Это позволяет воспитателю влиять на развитие коммуникативной компетентности детей. Под влиянием таких игр у старших дошкольников появляются такие компетенции :
– ребенок умеет хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения,
– ребенок владеет навыками всевозможных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера,
– ребенок проявляет чуткость к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого,
– ребенок умеет согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия, уметь аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения, уметь справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности,
– ребенок умеет регулировать своё поведение в соответствии с нормами поведения.
Обобщая выше сказанное, можно отметить, что социализирующее влияние сюжетно-ролевой игры связано с тем, что она учит детей: строить свои взаимоотношения, взаимодействовать с окружающими людьми; корректировать свое поведение в зависимости от норм и требований социума. У дошкольника в условиях игры появляется способность поставить себя в положение другого, пережить его успехи и неудачи как свои. Эта способность появляется под развивающим влиянием сюжетно-ролевой игры.