Наида Асланова
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности детей как предпосылки обучения грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ реальной ситуации в настоящее время показывает, что количест-во детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети подготовительного до-школьного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Из-за недостаточной сформированности звуковой аналитико-синтетической активности, дети в дальнейшем испытывают значительные трудности в овладении грамотой. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. С пяти лет начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова, внимание ребёнка переключается с привычной ему смысловой стороны речи на звуковую, речь становится объектом осознания и изучения, что является необходимой предпосылкой обучения грамоте.
Публикация «Формирование звуковой аналитико-синтетической активности детей как предпосылки обучения грамоте» размещена в разделах
Таким образом, подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза.
•Звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
•Звуковой синтез - соединение звуков в слова.
Таким образом, формирование звуковой аналитико-синтетической актив-ности – это становление стремления к изучению процессов различения звуков и соединения их в слова.
Основой воспитательного и обучающего процесса по подготовке дошкольников к грамоте является системность в формировании знаний и умений.
Последовательность предлагаемого детям содержания и способ деятельности с языковыми единицами предусматривает переход от простого к более сложному, от близкого к далекому, от хорошо известного к мало известному и незнакомому.
Задача педагога побудить детей к активной умственной деятельности: учиться думать, искать правильное решение, высказывать и отстаивать его. Задачи подготовки детей к обучению грамоте в подготовительной группе
Формирование понятия «Предложение».
1. Учить выделять предложение из речи, определять на слух количество предложений в тексте.
2. Учить анализировать состав предложения из трёх-четырёх слов, с «коротким» словом (предлогом, союзом, «записывать» предложение на листе в клетку.
3. Учить различать разные типы предложений : повествовательные, вопросительные, восклицательные; определять знак в конце предложения.
4. Упражнять в составлении предложений по заданной схеме. II. Знакомство со словом.
1. Обогащать представления о словах : многозначных, родственных, противоположных и одинаковых по значению, полученных сложением двух слов, выражающих отношение к окружающему миру, неизменяе-мых словах.
2. Познакомить с «короткими» словами.
III. Знакомство со слогом.
1. Учить понимать и употреблять термин «слог».
2. Формировать умение выполнять слоговой анализ и синтез слов разной структуры.
3. Познакомить с ударным слогом.
IV. Обучение звуковому анализу слова.
1. Формировать понятия «гласный звук», «согласный звук», «ударный гласный звук».
2. Учить различать согласные звуки : мягкие и твердые, звонкие и глухие.
3. Учить выполнять звуковой анализ слов из четырех-пяти звуков разного состава, использовать различные средства: схему звукового состава, фишки, интонационное выделение звуков в слове.
Для успешной реализации программы по обучению грамоте педагогу необходимо :
1. Проводить занятия с детьми в соответствии с планированием, в системе.
2. Проводить с детьми дополнительные словесные игры и упражнения вне занятий, оказывать индивидуальную помощь детям, испытывающим трудности обучения. (Как показывает опыт работы, не все дети могут усвоить те задачи, которые педагог ставит перед ними на занятии)
3. Создать условия для самостоятельной деятельности детей вне занятий (создание предметно-развивающей среды в группе).
4. Взаимодействовать с семьей по вопросам обучения грамоте ребенка дома (проведение консультаций, родительских собраний, совместных досугов, памятки для родителей).
5. Заниматься самообразованием, уточняя и совершенствуя знания, изучая положительный опыт коллег по данному направлению работы. Ведущая деятельность ребёнка – игра, следовательно, обучение должно проходить в занимательной, игровой форме.
Методы и приемы:
Игровые
- сюрпризность
- создание игровой ситуации
- воображаемая ситуация в развернутом виде.
- использование в ходе образовательной деятельности игровых и литера-турных персонажей
-дидактические игры и игровые упражнения
Словесные
- разговор, беседа
- вопросы
- использование художественного слова
- напоминание, пояснение
Практические
- выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастики,
- развитие мелкой моторики
- моделирование
- проблемные ситуации
Наглядные
- демонстрация пособий
- иллюстрационный материал
- раздаточный материал Ознакомление со звуковым строением слова :
•Моделирование структуры слова в виде картинки-схемы его звукового состава;
•Игра «Живые звуки»;
•Игра «Найди домик для звука»;
•Игра с мячом «Съедобное- несъедобное»;
•Игра «Волшебный мешочек»;
•Фонетическая зарядка;
•Игра «Назови слова с заданным звуком»;
•Игра «Магазин игрушек»;
•Игра «Поймай звук»;
•Игра «Кто заметил»;
•Игра «Найди общий звук».
Ознакомление со слоговым строением слова:
•отхлопывание ладошками,
•контроль правой рукой за опускаемым подбородком,
•шагослогометрия.
•речевая игра «Живые слоги» (по типу игры «Живые слова»);
•подбор слов с заданным слогом,
•дополнение слога до полного слова;
•«превращение» коротких слов в длинные и наоборот;
•намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправление ошибок детьми с соответствующими умозаключениями;
•перестановка слогов в слове (трансформация слов) : мышка-камыш, банка-кабан;
•«Слоговая ромашка»;
•Игра «Соедини картинку со слоговой схемой»;
•«Телеграф»;
•«Вагончики».
Игры на ознакомление с предложением- выделение его как смысловой единицы речи •Придумывание предложений с заданным словом;
•Придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова;
•Составление предложения по двум картинкам;
•Составление предложения по «живым сценкам»;
•Демонстрация действий с игрушками;
•Перепрыгивание через скакалку, отстукивание на бубне столько раз, сколько слов в предложении;
•Разные варианты игры «Живые слова»;
•Пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики).
Знакомство с буквами- распознавать и запоминать форму букв :
Игра «Конструирование букв» (из различных предметов : пуговицы, счетные палочки, нитки, крупа, мозаика);
Зачеркивание неправильных букв;
«Узнай и дорисуй букву» или Графическая игра «Полубуковка»;
«На что похожа буква»;
«Обведи букву»;
«Изобрази букву»;
«Найди ошибку в бордюре»;
Пальчиковая азбука.