Приложение МААМ

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности детей как предпосылки обучения грамоте

Наида Асланова
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности детей как предпосылки обучения грамоте
▼ Скачать + Заказать документы

Анализ реальной ситуации в настоящее время показывает, что количест-во детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети подготовительного до-школьного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Из-за недостаточной сформированности звуковой аналитико-синтетической активности, дети в дальнейшем испытывают значительные трудности в овладении грамотой. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. С пяти лет начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова, внимание ребёнка переключается с привычной ему смысловой стороны речи на звуковую, речь становится объектом осознания и изучения, что является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Публикация «Формирование звуковой аналитико-синтетической активности детей как предпосылки обучения грамоте» размещена в разделах

Таким образом, подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.

Звуковой синтез - соединение звуков в слова.

Таким образом, формирование звуковой аналитико-синтетической актив-ности – это становление стремления к изучению процессов различения звуков и соединения их в слова.

Основой воспитательного и обучающего процесса по подготовке дошкольников к грамоте является системность в формировании знаний и умений.

Последовательность предлагаемого детям содержания и способ деятельности с языковыми единицами предусматривает переход от простого к более сложному, от близкого к далекому, от хорошо известного к мало известному и незнакомому.

Задача педагога побудить детей к активной умственной деятельности: учиться думать, искать правильное решение, высказывать и отстаивать его. Задачи подготовки детей к обучению грамоте в подготовительной группе

Формирование понятия «Предложение».

1. Учить выделять предложение из речи, определять на слух количество предложений в тексте.

2. Учить анализировать состав предложения из трёх-четырёх слов, с «коротким» словом (предлогом, союзом, «записывать» предложение на листе в клетку.

3. Учить различать разные типы предложений : повествовательные, вопросительные, восклицательные; определять знак в конце предложения.

4. Упражнять в составлении предложений по заданной схеме. II. Знакомство со словом.

1. Обогащать представления о словах : многозначных, родственных, противоположных и одинаковых по значению, полученных сложением двух слов, выражающих отношение к окружающему миру, неизменяе-мых словах.

2. Познакомить с «короткими» словами.

III. Знакомство со слогом.

1. Учить понимать и употреблять термин «слог».

2. Формировать умение выполнять слоговой анализ и синтез слов разной структуры.

3. Познакомить с ударным слогом.

IV. Обучение звуковому анализу слова.

1. Формировать понятия «гласный звук», «согласный звук», «ударный гласный звук».

2. Учить различать согласные звуки : мягкие и твердые, звонкие и глухие.

3. Учить выполнять звуковой анализ слов из четырех-пяти звуков разного состава, использовать различные средства: схему звукового состава, фишки, интонационное выделение звуков в слове.

Для успешной реализации программы по обучению грамоте педагогу необходимо :

1. Проводить занятия с детьми в соответствии с планированием, в системе.

2. Проводить с детьми дополнительные словесные игры и упражнения вне занятий, оказывать индивидуальную помощь детям, испытывающим трудности обучения. (Как показывает опыт работы, не все дети могут усвоить те задачи, которые педагог ставит перед ними на занятии)

3. Создать условия для самостоятельной деятельности детей вне занятий (создание предметно-развивающей среды в группе).

4. Взаимодействовать с семьей по вопросам обучения грамоте ребенка дома (проведение консультаций, родительских собраний, совместных досугов, памятки для родителей).

5. Заниматься самообразованием, уточняя и совершенствуя знания, изучая положительный опыт коллег по данному направлению работы. Ведущая деятельность ребёнка – игра, следовательно, обучение должно проходить в занимательной, игровой форме.

Методы и приемы:

Игровые

- сюрпризность

- создание игровой ситуации

- воображаемая ситуация в развернутом виде.

- использование в ходе образовательной деятельности игровых и литера-турных персонажей

-дидактические игры и игровые упражнения

Словесные

- разговор, беседа

- вопросы

- использование художественного слова

- напоминание, пояснение

Практические

- выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастики,

- развитие мелкой моторики

- моделирование

- проблемные ситуации

Наглядные

- демонстрация пособий

- иллюстрационный материал

- раздаточный материал Ознакомление со звуковым строением слова :

•Моделирование структуры слова в виде картинки-схемы его звукового состава;

•Игра «Живые звуки»;

•Игра «Найди домик для звука»;

•Игра с мячом «Съедобное- несъедобное»;

•Игра «Волшебный мешочек»;

•Фонетическая зарядка;

•Игра «Назови слова с заданным звуком»;

•Игра «Магазин игрушек»;

•Игра «Поймай звук»;

•Игра «Кто заметил»;

•Игра «Найди общий звук».

Ознакомление со слоговым строением слова:

•отхлопывание ладошками,

•контроль правой рукой за опускаемым подбородком,

•шагослогометрия.

•речевая игра «Живые слоги» (по типу игры «Живые слова»);

•подбор слов с заданным слогом,

•дополнение слога до полного слова;

«превращение» коротких слов в длинные и наоборот;

•намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправление ошибок детьми с соответствующими умозаключениями;

•перестановка слогов в слове (трансформация слов) : мышка-камыш, банка-кабан;

«Слоговая ромашка»;

•Игра «Соедини картинку со слоговой схемой»;

«Телеграф»;

«Вагончики».

Игры на ознакомление с предложением- выделение его как смысловой единицы речи •Придумывание предложений с заданным словом;

•Придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова;

•Составление предложения по двум картинкам;

•Составление предложения по «живым сценкам»;

•Демонстрация действий с игрушками;

•Перепрыгивание через скакалку, отстукивание на бубне столько раз, сколько слов в предложении;

•Разные варианты игры «Живые слова»;

•Пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики).

Знакомство с буквами- распознавать и запоминать форму букв :

Игра «Конструирование букв» (из различных предметов : пуговицы, счетные палочки, нитки, крупа, мозаика);

Зачеркивание неправильных букв;

«Узнай и дорисуй букву» или Графическая игра «Полубуковка»;

«На что похожа буква»;

«Обведи букву»;

«Изобрази букву»;

«Найди ошибку в бордюре»;

Пальчиковая азбука.

Публикации по теме:

Дидактические игры для обучения детей грамотеДидактические игры для обучения детей грамоте Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. В подготовительной группе мы учим детей читать, а чтобы этот.

Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными.

Игры на занятиях обучения грамоте Игры на занятиях обучения грамотеПрезентация педагогического опыта работы «Руководство игровой деятельностью» Имеева Светлана Николаевна.

«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе Цель: обобщить у детей знания полученные ранее. Задачи: - образовательные:обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: - продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, - учить различать твердые и мягкие согласные звуки,.

Конспект НОД по развитию речи с элементами обучения грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «В гости к весне»Конспект НОД по развитию речи с элементами обучения грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «В гости к весне» Провели занятие: Учитель-логопед Е. Ю. Шальнова, воспитатель И. В. Пензина. Цель занятия: создать условия для выполнения заданий. Коррекционно.

Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2-3 лет» Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым,.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Звуковой фланелеграф»Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Звуковой фланелеграф» Многофункциональное пособие позволяет в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, слогов и слов, развить фонематический.

Пособия для обучения детей грамоте ко Дню Алфавита на МAAMПособия для обучения детей грамоте ко Дню Алфавита на МAAM Пособие «Наши помощники - Звуковички» - самодельное пособие помогает в игровой форме формировать у детей представления о буквах Алфавита,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности детей как предпосылки обучения грамоте
Опубликовано: 14 февраля 2021 в 18:31
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование звуковой аналитико-синтетической активности детей как предпосылки обучения грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Наида Асланова (УИ 1410241) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД