Kамбур Елена
Формирование ЗОЖ посредством комплексных занятий по знакомству дошкольников с произведением классической музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Все согласятся с тем, что понятие здоровый образ жизни включает в себя не только физическое развитие ребенка через различные гимнастики, занятия спортом, т. е. физическую активность, но и множество других не менее важных аспектов. Неотъемлемой частью воспитания здорового человека, ребенка, на мой взгляд, является воспитание в нем умения слушать и слышать музыку, в частности классическую. О положительном влиянии классической музыки на психику ребенка известно многое. И это ни для кого не секрет.
Какое же конкретно влияние оказывает прослушивание классической музыки на детей дошкольного возраста:
Развитие памяти: Прослушивание и узнавание мелодии или текста песен происходит скорее на подсознательном уровне.
Формирование речи: Пытаясь воспроизводить тексты песен или имитируя мелодию, ребенок тренирует артикуляцию, учится повторять звуки.
Эмоциональное развитие: Спокойные мелодии расслабляюще воздействуют на чрезмерно активных малышей, а ритмичная музыка бодрит пассивных деток.
Развитие творческих навыков: В процессе прослушивания различных произведений включается воображение и понимание процессов происходящего (если вы просматриваете оперу, музыкальную сказку).
Многое зависит от выбора музыкальных произведений, в том числе направление развития личности. С некоторыми жанрами и стилями не стоит экспериментировать.
Сейчас мы послушаем отрывок из одного известного произведения. Перед прослушиванием я даю детям задание подумать, какие ассоциации приходят в голову во время звучания музыки.
Прослушиваем мелодию 1
Кто готов ответить, что это за произведение? Кто узнал?
Это Антонио Вивальди, «Времена года» Осень.
Мы с детьми знакомимся с этим итальянским композитором, родившимся в Венеции, который был скрипачом- виртуозом, а значит в совершенстве владел музыкальным инструментом – скрипкой. Знакомимся с его произведением Времена года, многократно прослушивая его. Сначала я его включала просто фоном к какой-либо деятельности, затем стала акцентировать внимание детей на звуках музыки, затем уже целенаправленно мы прослушивали отрывки из этого произведения с пояснением, как они называются.
После прослушивания каждого из отрывков мы обсуждаем с ребятами, какие мысли и ассоциации у них возникли.
Про зиму ребята сказали, что возникает ассоциация с морозом, дрожью, весной тает снег и бегут ручейки, отрывок Лето у подавляющего большинства детей вызвал ассоциацию с летним дождем и тем, что от него надо прятаться, ну а осенью понятно дуют ветра и деревья слоняются под их дуновением. На основе ответов детей я сделала карточки, на которых символами изображены эти самые ассоциации. Весна - волнистые линии, как ручейки, лето - домик, который мы изображаем, когда прячемся от дождя, осень дерево, сгибающееся от дуновения ветра и дрожащий человечек - зима. Далее мы не просто прослушиваем музыку, но еще и добавляем движения согласно ассоциативному ряду, используя карточки-подсказки
Таким образом, у детей происходит двигательная активность, тренируется внимание и лучше запоминается мелодия. Далее задание усложняется, и я уже использую карточки не с изображением движений, а с символами времен года, а ребятам необходимо уже самим вспомнить, какое же движение нужно воспроизвести под ту или иную музыку.
Как я уже говорила ранее, понятие здорового образа жизни включает в себя множество аспектов, и произведение Времена года было выбрано не случайно. В продолжение цикла музыкальных занятий по временам года было разработано занятие по тренировке речевого дыхания, для чего были изготовлены специальные тренажеры
Они тоже символизируют 4 времени года. Я раздаю их детям, показываю и объясняю, что надо с ними делать, включаю Времена года, и дуть начинают те ребята, у которых тренажер соответствует отрывку по времени года
Дыхание через трубочку – одно из самых доступных и эффективных упражнений. Данный вид дыхательной гимнастики направлен на укрепление респираторной системы, улучшает работу системы кровообращения и повышает концентрацию кислорода в организме, что способствует уменьшению стресса и улучшению общего состояния физического и психического здоровья. Также эти упражнения помогают улучшить обмен газов в легких, повышают их вентиляцию. Тем не менее нужно отметить, что дыхание через трубочку не рекомендуется выполнять людям, имеющим такие заболевания дыхательной системы, например, обструктивный бронхит, астму или бронхиальную аллергию, а также людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Такие тренажеры можно изготовить на любую тему - обитатели морей, животные холодных стран, фрукты и т. д. Очень хороший тренажер на закрепление знания право-лево. Получился многофункциональный тренажер - и тренировка дыхания, и закрепление знаний право лево. Прошу отметить детализацию – все частички, которые разлетаются от потока воздуха, соответствуют теме, представленной на каждом конкретном тренажере. Очень важный момент – трубочки должны быть одноразовыми. Личная гигиена это тоже один из аспектов здорового образа жизни.
Далее ребятам было предложено нарисовать то время года, которое им больше всего нравится. Это задание не предполагало образца, чтобы каждый ребенок мог выразить именно свое видение и восприятие того или иного времени года. Дети с большим энтузиазмом восприняли это задание, т. к. рисование было и остается любимым занятием детей. И благодаря всем предыдущим занятиям, дети были воодушевлены и мотивированы на выполнение этого задания. Вот, что у нас получилось