Фурманова Виктория Хайдаровна
Формирование знаний и представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование знаний и представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста
Вопрос безопасности ребёнка на улицах города становится всё более актуальным в современной жизни. Незнание маленькими детьми простых правил поведения на дороге, а также халатное отношение взрослых к этой проблеме зачастую приводит к беде. Именно поэтому задача педагогов ДОУ — планомерно знакомить воспитанников с азами дорожной грамоты начиная с младшей группы, ведь всё, что усваивается в дошкольном возрасте, надёжно откладывается в человеческой памяти. Ведь в детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учится важнейшим правилам безопасного поведения на дороге.
Публикация «Формирование знаний и представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Обучение правилам дорожного движения проводятся не только на специально организованных занятиях, но и в разных видах деятельности по образовательным областям:
Художественно - эстетическое развитие - сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, моделирования дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала;
Речевое развитие - использование стихов, рассказов, загадок; чтение художественной литературы, беседы, составление рассказов, театрализация.
Физическое развитие - использование подвижных игр, физкультминуток, развлечения по ПДД.
Познавательное развитие – экскурсии, ориентировка на местности, история транспорта, разработка и презентация проектов, моделирование, целевые прогулки.
В нашей группе я прилагаю много усилий для того, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения, подготовить его к школьному периоду жизни, а именно: самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории своего района.
В своей работе по ознакомлению детей с правилами дорожной безопасности я использую такие формы, как
- занятия – практикумы;
- дидактические игры;
-игры-беседы
- сюжетно-ролевые игры
-продуктивная деятельность;
- чтение книг по данной теме;
- рассматривание иллюстраций;
- наблюдение и анализ проблемных ситуаций;
В группе организован центр детской активности по дорожной безопасности, где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года. В нем находятся:
• Наборы игровых транспортных средств;
• Иллюстрации с изображениями транспортных средств;
• Атрибуты к сюжетно-ролевым играм (атрибуты регулировщика);
• Дорожные знаки;
• Дидактические игры по ПДД;
• Иллюстративный, наглядный материал;
• Макеты, строительный материал
Работа проводится не только в направлении педагог - дети, но и педагог - родители. Только в сотрудничестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на дорогах. Для детей родители являются образцом поведения на улице, дорогах, в транспорте.
Для правильного формирования у дошкольников знаний, умений, навыков безопасного поведения на улице с родителями проводились следующие формы взаимодействия :
• Консультации для родителей «Безопасность детей – забота взрослых», «Внимание! Дорога!», «Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения», «Родителям старших дошкольников о ПДД»
• Изготовление памяток, буклетов с рекомендациями по ПДД.
• Папки - передвижки «Учим ребёнка правилам безопасности», «Причины детского дорожно-транспортного травматизма», «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком», «О значении обучения детей ПДД».
• Выставки поделок, аппликаций, рисунков по теме изучения дошкольниками правил дорожного движения.
• Привлечение к изготовлению атрибутов, пособий, реквизита и дидактических игр в центр детской активности по дорожной безопасности.
Для развития умений безопасного поведения на улице у дошкольников совместно с родителями были сделаны необходимые атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков (дорожные знаки, светофор, светоотражающие браслеты (фликеры) и т. д.).
На территории дошкольного учреждения есть специально отведенная площадка, на которой нанесены разметки перекрестка, что позволяет проигрывать дорожные ситуации, где дети могут стать полноправными участниками дорожного движения.
Детский сад сотрудничает с отделом ОГИБДД МУ МВД России «Иркутское» по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Сотрудники ГИБДД проводят профилактические беседы с детьми.
Одной из форм обучения детей в группе стал лэпбук на тему «ПДД». Данное пособие было изготовлено одним из родителей воспитанника, в нём имеются различные кармашки с заданиями. Систематически задания меняются по пройденной теме. Наполняются карманы совместно с родителями
Активные родители моих воспитанников принимают участие в пополнении выставки макетов уголка ПДД в фойе детского сада. В этом году это было изготовление макетов перекрестков г. Иркутска.
В моей работе используется максимальное разнообразие приемов и средств, что позволяет сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавая модели поведения на дороге с привлечением родителей.
Так же мною была создана картотека игр по ПДД, которые помогают закрепить у детей знания о правилах дорожного движения; учат находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации на дороге; развивают логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.
Подводя итоги работы по формированию знаний о ПДД можно отметить следующее, что дети:
- с желанием участвуют в игровых ситуациях с применением правил дорожного движения;
- научились хорошо ориентироваться на улицах;
-при переходе через проезжую часть стали внимательны и осторожны;
-расширили свои знания о правилах дорожного движения, их соблюдении, видах транспорта, дорожных знаках, а также получили знания о поведении в транспорте;
- стараются вести себя на улице, руководствуясь правилами культуры поведения в общественных местах;
- пополнился словарный запас;
- проявляют интерес к познанию объектов окружающего мира;
- научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
Литература
1. Е. А. Романова, А. Б. Малюшкина «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста». Москва, 2006 г.
2. Г. Н. Элькин «Правила безопасного поведения на дороге». Санкт-Петербург, 2008 г.
3. А. Усачев «Правила дорожного движения». Москва,2009 г.
4. Л. Радзиевская «Азбука безопасности». Москва – ОНИКС, 2008 г.
5. Г. П. Шалаева, О. М. Журавлева «Правила поведения для воспитанных детей». СЛОВО – АСТ, Москва, 2010 г.
6. Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора». М., 1989 г.
7. О. А. Скоролупова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2006г.
8. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», СПб. : Детство - Пресс, 2002г.