Наталья Матрохина
Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач современного общества.
Здоровье ребенка напрямую зависит от того, как правильно он питается. Достаточно ли в его рационе полезных и необходимых организму веществ.
Работая в детском саду, я очень часто сталкиваюсь с тем, что у детей не сформирована культура питания. Нет привычки к полезной пище. Продукция фаст фудов, различные сладости, формируют у ребенка неправильные вкусовые предпочтения. Такой малыш, приходя в детский сад отказывается от супов, каш, предпочитая кусочек хлеба с водой. В его рассказах о том, что он ел дома, постоянно фигурируют картошка фри, бургеры и другие, совершенно не подходящие для детского меню, блюда.
Публикация «Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья» размещена в разделах
Проанализировав сложившуюся ситуацию, я пришла к выводу о необходимости создания проекта «Полезная и вредная еда», направленного на работу по формированию культуры питания у дошкольников.
Цель проекта: Формирование убеждений и привычек здорового образа жизни и правильного питания в условиях дошкольного образовательного учреждения, развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем.
• Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
• Формирование у детей привычки к правильной и здоровой пище не только в детском саду, но и в домашних условиях.
• Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в продуктах.
• Формировать умение детей изображать овощи, фрукты и ягоды на занятиях по рисованию, аппликации, лепке, ручному труду, используя различные способы и средства изображения.
• Создание в группе детского сада условий, способствующих развитию творческих способностей детей.
В ходе работы над темой мы выделили следующие направления:
1. Осознание важности сохранения и укрепления собственного здоровья дошкольниками.
Деятельность по этому направлению мы начали с проведение «Недели Здоровья», которая проходит в нашем детском саду по сезонам, 4 раза в год.
С детьми проводились беседы о важности здорового образа жизни : утренней зарядки, физических упражнений, правильном питании. В течение этой недели дети участвовали в веселых эстафетах и спортивных мероприятиях (Веселые старты, Зарница, соревнования по футболу, настольному теннису, пионерболу). На утреннюю зарядку приглашались родители, которые с удовольствием выполняли упражнения под музыку вместе со своими детьми.
2. Полезные и вредные продукты. Витамины.
В рамках этого направления я рассказывала детям о том, какие бывают продукты. Откуда они берутся, как готовятся или растут. Мы беседовали о их пользе или вреде.
Показывала детям различные крупы, хлебобулочные изделия, рассказывала, как делаются напитки, соки, молочные, кондитерские, мясные изделия, как появляются фрукты и овощи, из чего делают их любимые вкусняшки. Через игру и наглядность, через осязание и обоняние, дети пробовали на вкус, запах, угадывали знакомые и узнавали новые продукты.
Мы читали энциклопедии, журналы, рассматривали иллюстрации, смотрели видео ролики с фабрик и производств, пекарней.
В начале реализации проекта знания у многих детей о витаминах сводились к тому, что ребята считали, что витамины продаются только в аптеках в красивых баночках. Я проводила беседы, в ходе которых рассказывала о «природных» витаминах – овощах и фруктах.
Приходя вечером домой, ребята рассказывали родителям о том, что оказывается, в еде «живут» витамины! Видя заинтересованность детей, нам в помощь пришли родители. Я попросила их выполнить небольшие задания: кто-то делал стенгазету о вредных продуктах, кто-то о полезных, также были сделаны небольшие плакаты об основных витаминах А В С Д, которые мы повесили в группе и ребята могли изучать самостоятельно.
Дети приносили из дома упаковки, коробочки, обертки. В группе мы их рассматривали, обсуждали и обыгрывали. Совместно с детьми, родители изготовили дома книжки-малышки в форме фруктов. Для детей это было очень интересно и познавательно.
После увлекательной информации дети с удовольствием делали аппликации различных блюд, лепили овощи и фрукты, рисовали их.
По итогу мной была организованна выставка детских работ по этой теме.
Для закрепления полученных знаний с детьми проводились различные игры:
• Пальчиковые: «Овощи», «Салат», «У Лариски две редиски», «Компот».
• Малоподвижные игры: «Съедобное – не съедобное», «Найди по звуку», «Вредное – полезное».
• Дидактические, настольные игры.
3. Театрализация, развитие творческих способностей детей.
Особое значение в воспитании и образовании дошкольников играет театрализованная деятельность. В рамках проекта проводилась театрализация сказок «Репка», «Колобок», где дети учились с помощью голоса, мимики, жестов передавать характер полюбившихся героев. Так же детям было предложено поиграть в сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Дочки-матери», «Ферма», что способствовало развитию воображения, коммуникативных навыков, развитие речевого запаса и применение в речи новых слов, обозначающих продукты питания и напитки.
Дома дети совместно с родителями изготовили фигурки для настольного театра по сказке «Пых».
В группе была создана доступная развивающая среда по теме, которую пополнили плакаты, книжки-малышки, и настольный театр, сделанные родителями с детьми нашей группы.
Кульминацией реализации этого проекта являлось развлечение для детей «Витамины - наши лучшие друзья», в котором в гости к ребятам пришел доктор Пилюлькин. Он пригласил детей в свой волшебный сад с волшебными деревьями, фруктами и овощами, вредными и полезными продуктами. Ребята угадывали с закрытыми глазами запах, вкус фруктов и овощей, «варили» борщ и компот из муляжей и рассказывали, последовательность приготовления блюд. А также делились с ним своими знаниями про витамины.
По результатам реализации проекта, мы сделали следующие выводы:
• Дети получили общее представление о важности сохранения своего здоровья и способах его укрепления. С удовольствием делают утреннюю зарядку.
• Узнали много нового о продуктах питания, их значимости для детского организма, о взаимосвязи здоровья и питания.
• У детей сформировался интерес к правильному питанию и негативное отношение у вредной пищи.
• Дети узнали, что такое витамины, об их пользе для здоровья человека.
• Научились рисовать, лепить овощи, фрукты и ягоды, делать аппликации.
• Дети стали более активными, у них обогатился словарный запас, стали чаще использовать театрализацию в свободной самостоятельной деятельности, с удовольствием играют в новые сюжетно-ролевые игры.