Вера Теселкина
Эмоциональный мир ребенка через театрализованную деятельность
Эмоции – это язык нашего внутреннего мира, согласно определению Л. С. Выготского «центральное звено» психической жизни человека, и прежде всего ребенка».
Эмоциональное развитие ребенка является одним из важнейших условий становления его как личности. Ориентация на формирование личности, способной к творчеству и самореализации является доминирующей установкой современного образования и воспитания. В условиях современного мира компьютерных технологий, стремительно и бурно развивающихся, есть опасность того, что Л. С. Выготский назвал феноменом «засушенного сердца», связанным с воспитанием, направленным на интеллектуальное поведение. Никакие гаджеты, компьютеры, телевизоры, которые уже есть в жизни современного дошкольника, не способны заменить межличностное общение, непосредственный эмоциональный контакт, коллективное творческое взаимодействие.
«Самое лучшее, что может случиться с человеком, это творчество. Любое творчество развивает душу» (Лариса Парфентьева).
Творческая театрализованная деятельность – действенный инструмент для качественного развития эмоционального мира ребенка, и является той сферой, которая способна обеспечить условия для полноценного раскрытия и развития индивидуальных возможностей человека и подготовить его к творческой деятельности в любой сфере.
Об огромных возможностях театрализованной деятельности в воспитании и развитии дошкольника писали известные ученые и педагоги: Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, В. И. Петрова, М. Д. Маханева, Т. Н. Петрова и др.
Развитие эмоциональной сферы связано с дальнейшими перспективами творческого и интеллектуального развития ребенка. Недооценка эмоционального воспитания может привести к негативным последствиям: дисгармонии в развитии личности. Огромную роль в развитии эмоционального мира ребенка играет театрализованная деятельность. С учетом вступивших в силу Федеральных государственных образовательных стандартов реализация Программы рассматривается в формах, «специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры… в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка». Таким образом, в контексте ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое направление является одним из приоритетных. В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики развиваются в театрализованной деятельности. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС.
Область социально-коммуникативного развития предполагает формирование в театрализованной деятельности определенных стандартов социального поведения, так как ребенок пропускает через собственный опыт, собственные чувства, собственный смысл ситуации поведения другого человека, осмысливая такие сложные категории, как добро – зло, ложь – правда, красота-уродство, опосредованно закрепляя образцы нравственно-этического поведения.
Театр – искусство коллективное, и невозможен без общения и взаимодействия его участников. В театрализованной деятельности развиваются способность к эмпатии, умение понимать эмоциональные состояния своего партнера по мимике, жестам, интонации, взглядам, позе, формируются самопонимание и адекватное восприятие мира. Театрализованная деятельность позволяет решать задачи познавательного развития, так как знакомит дошкольников с родной культурой, литературой, театром, историей театра, театральными профессиями, расширяет знания детей о мире, природе, обо всем, что может быть содержанием театрализованного представления, предметом художественно-эстетической среды.
Театрализованная деятельность – один из способов приобщения к духовному наследию мира. Все, что вызывает у ребенка интерес, становится источником его переживаний.
В реализации задач образовательной области «Речевое развитие» театрализованная деятельность становится стимулом для развития и совершенствования связной речи, звуковой культуры, грамматических форм и синтаксических конструкций. Обогащается и активизируется словарь ребенка, интонационный строй речи. Речь становится эмоционально богатой.
В рамках физического развития формируется двигательная культура детей: моторика, пластика, координация, выразительность движений и жестов, умение ориентироваться в пространстве и владеть собственным телом. Ребенок испытывает сильные эмоции и чувства, улавливая красоту в ритмичности, пластичности, легкости и свободе движений. Область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает тесную взаимосвязь театрализованной деятельности с изобразительным творчеством, музыкой, художественной литературой и фольклором, художественным моделированием и конструированием. Краски, звуки, формы, производят на детей сильное эмоциональное впечатление, у ребенка развивается вкус к прекрасному. В театрализованной деятельности формируются все стороны личности ребенка. Ребенок быстро набирает опыт ощущений и эмоций.