Елена Сергеевна Иванова
Формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
В настоящее время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одним из важнейших аспектов воспитания современного дошкольника является развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе формирование эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Формировать эмоциональный интеллект необходимо с раннего возраста, поскольку он служит основой развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе. Ребенка необходимо учить правильно оценивать окружающую действительность, учить способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя его переживания и эмоции, а также понимать собственные эмоции и переживания, развивать эмпатию.
Публикация «Формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для эмоционального развития детей. Поскольку дошкольники в этот период чрезвычайно впечатлительны, стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, способны на экспрессивное выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, а также научиться управлять своими эмоциями в сложных ситуациях.
Проблема эмоционального интеллекта исследуется зарубежными и отечественными учёными. Существует множество теорий, описывающих эмоциональный интеллект. Например, теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она; теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмана; двух-компетентная теория эмоционального интеллекта Д. Люсина.
Д. Майер и Д. Сэловей в своей теории предложили способ измерения эмоционального интеллекта, основывающийся на диагностики устойчивости поведения человека в различных ситуациях, при этом, отмечая необходимость исследования интеллектуальных способностей.
Впервые термин «эмоциональный интеллект» был предложен в публикации «Эмоциональный интеллект и эмансипация» в 1966 году. Под этим термином Д. Майер, Д. Сэловей, Б. Лейнером понимали «способность постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности».
В современной трактовке понятие эмоционального интеллекта сформировалось из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалась такими авторами, как Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Д. Векслер и др. Так, например, Э. Торндайк рассматривал социальный интеллект как «способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других» [8. С. 78].
Д. Гоулман под эмоциональным интеллектом понимал «такие способности, как само мотивация и устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками и умение отказаться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться» [3. С. 13]
Отечественные психологи и педагоги также занимаются изучением эмоционального интеллекта. Так, Ю. Б. Гиппенрейтер, О. А. Путилова, Л. М. Новикова, М. А. Нгуен, Д. В. Рыжов, М. А Манойлова, И. Н. Андреева и другие считают, что процесс развития эмоционального интеллекта затрудняется без специально организованных условий, а также обучения и воспитания.
По мнению И. Н. Андреевой «эмоциональный интеллект - это совокупность ментальных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей и к управлению эмоциональной сферой» [1] .
Как считает М. А. Манойлова, эмоциональный интеллект - это «способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого» [4. С. 21] .
Существует множество подходов к пониманию содержания понятия эмоциональный интеллект. В широком смысле «эмоциональный интеллект» - это способность понимать свои эмоции, адекватно их выражать, контролировать, а также способность понимать эмоциональные состояния других людей, и в соответствии с этим оптимально выстраивать отношения с окружающим.
Исходя из изложенных выше определений, можно отметить, что эмоциональный интеллект это способность осознавать чувства и эмоциональные состояния людей и себя самого, а также умение ими управлять.
В дошкольном возрасте, по мнению О. А. Путиловой главным условием обогащения эмоционального интеллекта детей, является межличностное общение между ребенком и взрослым, между детьми, содержанием которого являются эмоциональные состояния и эмоциогенные ситуации [6. С. 12].
Л. М. Новикова предполагает, что с эмоциональным интеллектом можно работать напрямую, а можно опосредованно, через развитие связанных с ним качеств. Автор отмечает, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля и эмпатия [5. С. 34].
Ю. Б. Гиппенрейтер считает, что в развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на развитии сочувствования, способности оценивать выбор действий, умений поставить себя на место другого и почувствовать его переживания и эмоции. В первую очередь автор указывает на развитии эмпатии, под которой понимает способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого [2].
С. И. Семенака в качестве главного условия развития эмоционального интеллекта в детском возрасте предлагает усовершенствование процесса организации восприятия и оценки детьми окружающей действительности. Для этого, по мнению С. И. Семенака, необходимо решать такие взаимосвязанные задачи, как формирование способности различать базовые эмоции (радость, гнев, печаль, страдание и т. д.) и эмоциональные состояния по их внешнему проявлению (через мимику, жесты, позу, управлять эмоциями и чувствами [7. С. 11].
В дошкольном возрасте, начиная с 4-6 лет формирование эмоционального интеллекта приобретает особую важность и значимость, так как в этот период идет активное эмоциональное становление, совершенствование самосознания, появляется способность к рефлексии и саморефлекссии. Кроме того, в общении детей 4-6 лет появляется способность читать эмоциональное состояние другого и умение управлять своими эмоциями.
Существуют различные способы формирования эмоционального интеллекта у дошкольников :
- сюжетно-ролевая игра, которая в ходе ролевых действий и развития сюжета помогает ребенку понять другого, учесть его настроение и пожелания;
- трудовая деятельность. Она позволяет ребенку испытать радость за совершенный с другими детьми труд или хорошо выполненное поручение;
- произведения художественной литературы. В процессе чтения и обсуждения художественных произведений ребенок учится сравнивать себя с главным героем, сопереживать ему, оценивать поступки положительных и отрицательных персонажей;
- творческая деятельность, позволяет развивать эстетические чувства, формирует чувство прекрасного, а также позволяет ребенку переносить понятие «красота» на поведение детей и взрослых.
Для формирования, развития и тренировки эмоционального интеллекта существует множество игр и упражнений. Например, чтение стихотворений с разными интонациями (для этого подходят короткие стихотворения, которые педагог читает с разной интонацией, эмоцией, а дети угадывают эту эмоцию).
Также для обучения детей распознаванию своих эмоций и эмоций других детей предлагаются такие игры как «Калейдоскоп эмоций», «Комплименты», «Сундучок радости», «Передай эмоцию», «Угадай эмоцию» и т. д.
Для формирования эмоционального интеллекта у дошкольников необходимы определенные педагогические условия. В процессе образовательной деятельности важно использовать художественные и музыкальные произведения, которые позволяют формировать у детей эстетический вкус, развивать фантазию, творческое воображение, способствовать снижению эмоционального и психологического дискомфорта. При организации изобразительной деятельности учитывать решение таких задач как: развитие творческой активности, эмоциональности, повышение самооценки и создание ситуаций для саморефлексии.
Дошкольникам очень нравится моделирование. Оно способствует развитию абстрактного мышления, развивает умение соотносить схематический образ с реальным. В качестве моделей можно использовать «подвижные аппликации», пиктограммы, фото, изображения лиц и т. д.
Важным методом обучения может быть непосредственное и опосредованное наблюдение. Так, наблюдая на занятиях и в повседневной жизни за детьми, педагог может понять, какие эмоции испытывает ребенок, какие трудности возникают в разных ситуациях.
Для эффективного формирования эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо правильно организовать развивающую предметно-пространственную среду. В группе необходимы центры эмоционального развития. Такие как: «Я пришел в детский сад!», «Мое настроение», «Что я умею и знаю» (центр достижений, «Уголок уединения», «Уголок эмоциональной разгрузки» (в нем может находиться «подушка-колотушка, «Баночка для злости», игрушки для снятия напряжения и стресса).
Актуальным методическим пособием в современном образовании является создание Лэпбука, который позволяет познакомиться дошкольникам с основами эмоциональной сферы в увлекательной и познавательной форме. В создании лэпбука могут участвовать как дети, так и родители. Туда можно поместить различные задания, картинки, карточки с пословицами и поговорками, стихами, загадками для развития эмоционального интеллекта у детей. Информация в Лэпбуке может пополняться, меняться в соответствии с возрастом детей.
Выбор педагогических методов и приемов, способствующих формированию эмоционального интеллекта у дошкольников достаточно разнообразен. Важно учитывать не только образовательные задачи, но и актуальный и ближайший уровень развития дошкольников.
Таким образом, развитие эмоционального интеллекта дошкольников – важный и необходимый этап в развитии личности ребенка и является значимым фактором повышения психологической культуры в детском обществе в целом.
Библиографический список
1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева - Санкт-Петербург: «БХВ-Петербург», 2012. -288 с.
2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ, Астрель, 2014. – 288 с.
3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект/ Д. Гоулман – М. : АСТ Хранитель, 2016 – 458 с.
4. Манойлова М. А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся / М. А. Манойлова. - Псков: ПГПИ, 2004. - 140 с.
5. Новикова, Л. М. Настольная книга школьного психолога / Л. М. Новикова, И. В. Самойлова. – М. : «Эксмо», 2008. – 384 с.
6. Путилова, О. А. Эмоциональный мир ребенка / О. А. Путилова. – М. : Генезис, 2012. – 122 с.
7. Семенака, С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать / С. И. Семенака. – М. : АРКТИ, 2011. – 79 с.
8. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии / Э. Торндайк. – М. Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М. : Институт стратегических исследований в образовании РАО.