Марина Александровна Лукомская
Формирование элементарных математических и естественнонаучных представлений в процессе развития технического творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Для воплощения идеи формирования элементарных математических и естественнонаучных представлений в процессе развития технического творчества в нашем детском саду используются различные виды конструкторов: «Полидрон Магнитный», LEGO WeDo 2.0, Кроха «Подъемный кран», набор деревянного конструктора «Томик», деревянный конструктор, в состав которого входят следующие геометрические фигуры: куб, полукуб, брусок, призма, арка, кирпичики, цилиндры и пластины.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Занимаясь техническим творчеством, мы знакомим своих воспитанников с названиями фигур, математическими величинами : длина, ширина, угол, площадь.
В дошкольном возрасте дети сравнивают площади предметов, не называя этот термин, с помощью наложения предметов, а также визуально, путем сопоставления, занимаемого ими места на поверхности.
В процессе конструирования мы предлагаем дошкольникам выполнить следующие задания.
1. Сравнить площадь фигур методом наложения (площадь квадрата меньше площади прямоугольника, но больше площади треугольника). Ребенок может выполнить это задание, используя схему, метод обведения на бумаге или наложения друг на друга.
2. Сравнить площади фигур по количеству равных квадратов. Площади всех фигур равны, так как фигуры состоят из 3 равных квадратов.
При выполнении таких заданий дети в непрямой форме знакомятся с некоторыми свойствами площади: площадь фигуры не изменяется при изменении ее положения на плоскости; часть предмета всегда меньше целого; площадь целого равна сумме площадей составляющих его частей. Эти задания формируют у детей понятие о площади как о числе мер, содержащихся в геометрической фигуре.
Следующее понятие, с которым мы знакомим детей в процессе развития конструктивных способностей – магнитное поле. Для этого использует набор конструктора Полидрон Магнитный.
Этот конструктор обладает свойством магнитных деталей самостоятельно собираться, образуя из плоской развертки фигуры ее объемную форму. Использование этого конструктора в образовательной деятельности позволяет детям изучать понятие полярности и формировать умение создавать объемные формы. Для соблюдения полярности магнитов одна сторона блоков конструктора цветная, другая черная.
Помимо математических величин, физических свойств предметов, мы своих воспитанников знакомим с простыми механизмами, элементарной механикой. Дошкольникам доступны для понимания такие понятия, как рычаги, ременная передача, зубчатая передача.
Рассматривая со своими воспитанниками ременные передачи, мы задаем детям поисковые вопросы, например: «Как сделать так, чтоб шкивы крутились в противоположные стороны или с разной скоростью?» (использовать перекрестную ременную передачу или использовать шкивы разного диаметра).
Также мы знакомим детей с устройством зубчатой передачи: с понятиями зубчатое колесо, шестеренка, ведомое и ведущее колесо, ведущий и ведомый вал.
Еще одно физическое понятие, с которым мы знакомим дошкольников в процессе конструирования – скорость. При помощи конструктора LEGO WeDo 2.0 мы изучаем основы робототехники. Очень трудно дать ребенку наглядное представление о скорости, поскольку это отношение пути ко времени, и ни изобразить его, ни увидеть невозможно. Поэтому при знакомстве со скоростью мы сравниваем время передвижения объектов на равное расстояние или расстояние, пройденное ими за одинаковое время.
Таким образом, мы можем утверждать, что в процессе развития технического творчества можно формировать элементарные математические и естественнонаучные представления в процессе развития технического творчества.