Милованова Наталья
Формирование экологической лексики у детей старшего дошкольного возраста путём ознакомления их с животным миром
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологической лексики у детей старшего дошкольного возраста путём ознакомления их с животным миром.
Публикация «Формирование экологической лексики у детей старшего дошкольного возраста путём ознакомления их с животным миром» размещена в разделах
Природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития экологического словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания природы ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т. д. Но все это ребёнок может только при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов, объектов и явлений, а также сформированности соответствующих представлений.
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для усвоения детьми культурных ценностей, в том числе языковых. Посредством произведений природоведческой литературы можно познакомить детей со средствами лексической выразительности, образностью родного языка. Дети узнают много новых интересных слов и образных выражений, учатся чувствовать их точность и лаконичность.
Исследование по выявлению уровня сформированности экологической лексики у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 115» г. Рязани в течение 2 недель – 16.03.-27.03. 2015 года
В исследовании приняли участие 15 детей (8 мальчиков и 7 девочек) в возрасте 5-6 лет, посещающих старшую группу (список детей см. Приложение 1).
Для выявления уровня сформированности экологической лексики использовалась диагностическая методика, разработанная на основе заданий из серии I методики комплексных речевых занятий О. С. Ушаковой, а также беседу «Животные» из методики диагностики экологических представлений С. Н. Николаевой.
Были определены критерии сформированности экологической лексики у детей старшего дошкольного возраста :
умение активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации, связанной с представлениями о животном мире;
умение дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные);
умение образовывать название детенышей животных (лиса — лисенок, корова — теленок); подбирать однокоренные слова;
понимание семантического значения экологических терминов, связанных с представлениями о животном мире;
использование в беседе экологических терминов, связанных со средой обитания и жизнедеятельностью животных.
Таким образом, результаты педагогической диагностики показывают, что в старшей группе есть дети, имеющие низкий уровень сформированности экологической лексики, поэтому в данной группе целесообразно применить систему работы, направленную на формирование экологической лексики в процессе ознакомления с животным миром.
На основании полученных результатов были разработаны методические рекомендации для воспитателей и родителей по развитию лексики детей старшей группы :
1) необходимо наладить эмоциональный контакт между взрослым и ребенком;
2) в совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;
3) необходимо многократно повторять материал, чтобы закрепить знания, умения и навыки;
4) уровень сложности материала должен соответствовать возрасту, задания следует усложнять постепенно;
5) необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.