Юлия Сухова
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Сухова Ю. В.
FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE, HEALTHY AND SAFE LIFESTYLE OF CHILDREN WITH DISABILITIES.
Sukhova Y. V.
Аннотация. Доклад посвящен актуальной проблеме формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей с ОВЗ.
Abstract. The report is devoted to the urgent problem of forming an ecological culture, a healthy and safe lifestyle for children with disabilities.
Публикация «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей с ОВЗ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение, интерактивные методы обучения, коррекционно- оздоровительная работа.
Keywords : health-saving technologies, nature, health, ecological culture, environmentally safe behavior, interactive teaching methods, correctional and recreational work.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, экологической культуры и труда. Дети с ОВЗ на занятиях получают основные знания о природе, труде людей, взаимодействии человека и природы. Не смотря на ограниченные возможности дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением.
В. А Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка: «Думая, изучая и сопоставляя, дети открывают истину или же видят, что для ее открытия необходимы новые наблюдения, экспериментирования».
Цель предлагаемого выступления: создание благоприятных условий, обеспечивающих формирование основ экологической культуры и экологического сознания, возможность сохранения здоровья, формирования мотивации к активному и здоровому образу жизни (ЗОЖ).
Задачи:
- сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни.
- использовать оптимальные двигательные режимы для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
- соблюдать здоровьесберегающий режим дня;
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни воспитанников с ОВЗ - актуальная задача, стоящая перед каждым воспитателем.
Необходимо учитывать психологические и психофизиологические характеристики детей дошкольного возраста детей с ОВЗ, опираться на зону актуального развития. Необходимо исходить из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей экологически безопасной, здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая ее инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, организации рационального питания.
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Игра в воспитательном процессе - это сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду.
Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя контрасты, сопереживать и размышлять, используются экологические сказки.
Большое внимание детей уделяется оздоровлению эмоционального фона воспитанников: ежедневные беседы на взаимопонимание, совместная деятельность, экскурсии, викторины, различные мероприятия, что, конечно, занимает немало важную роль в детском коллективе. Поэтому основная задача - научить каждого воспитанника группы ценить, беречь и укреплять свое здоровье.
Особое значение уделяется здоровьесбережению воспитанников в условиях ухудшающейся экологической обстановки, обучению мерам защиты от вредных факторов среды обитания. Это, в первую очередь, сохранение собственного здоровья, ведение здорового образа жизни, повышение адаптационных возможностей организма, ознакомление детей с факторами, ухудшающими здоровье и вызывающими болезни.
Развлечения, игры, спорт на свежем воздухе – проверенные средства укрепления здоровья и ознакомления с природой. Ребята с удовольствием играют в спортивные игры на спортивной площадке.
Экологическое воспитание находит свое применение в ИЗО деятельности. Дети рисуют рисунки и плакаты, изготавливают поделки из бросового и природного материала. Всегда обращается внимание детей на то, что для изготовления поделок не должно пострадать ни одно растение или животное, что эти поделки должны показать красоту природы. При изготовлении поделок из бросового материала обращается внимание детей, что ненужному сырью можно дать вторую жизнь, не засоряя при этом природу.
Большое внимание уделяется ежедневному наблюдению за изменениями в природе. Так воспитанники учатся видеть красоту родной природы и хотят поделиться своими впечатлениями с другими людьми. Вместе с прекрасными моментами дети сталкиваются и с неправильным поведением человека в природе.
В работе активно привлекаются возможности современных информационно-коммуникационных технологий. Так как, использование ИКТ позволяет в доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей с ОВЗ.
Успешной среди современных технических новинок и эффективной в работе с детьми, имеющими ОВЗ используется «Интерактивная доска».
Работа с интерактивной доской включает в себя:
• проведение различных развивающих игр;
• просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
• разбор проблемных ситуаций;
В работе применяются интерактивные методы обучения, такие как:
– компьютерные обучающие средства (мультимедийные технологии) : презентация;
– работа в малых группах; технология «Аквариум»; Мозговой штурм: занятие по экологии «Правила поведения в природе»; «Работа в парах»; Кейс технологии (Кейс иллюстрация); «Работа в малых группах»; Дидактические игры, направленные на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей с ОВЗ.
Правильное экологическое воспитание детей позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.
Инновационные подходы являются эффективными средствами в работе с дошкольниками с ОВЗ, при помощи которых можно значительно обогатить формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей с ОВЗ, развитие познавательных процессов воспитанников.
Одним из компонентов формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей дошкольников также является просветительская работа с их родителями (законными представителями, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы по охране здоровья детей с ОВЗ.
Экологическое воспитание в наше время вышло на первый план, и ему уделяют все больше внимания. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с младшего возраста!
«Литература» :
Книга одного автора
Авдеева Н. Н. Безопасность : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 144 с.
Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М. : Мозаика-Синтез, 2006
Дзятковская Е. Н. Экологическое развивающее образование : Учебное пособие с
хрестоматией для самообразования педагогов. - М: Образование и экология. 2010. - 140 с.
Казарчик Г. Н. Развитие экологических представлений у дошкольников / Казарчик Г. Н. // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 1- С. 33-37.
Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст] учеб. пособие /Т. С. Комарова. М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.-113 с.
Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. – М. : 2005
Книга двух авторов
Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.
Голицына Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2007
Дзятковская Е. Н. Захлебный А. Н. Интеграция общего и дополнительного образования в области экологии, здоровья и безопасности жизни : Методика реализации программы «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». - М. : Образование и экология (в редакционной подготовке).
Книга трех авторов
Варламова Н. Ю. Система экологического воспитания в детском саду / Варламова Н. Ю., Соколова В. С., Кочеткова Н. В. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 92-100.
Горвиц Ю. М., Чайнова Л. Д., Поддъяков Н. Н., Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М. : Линка-пресс, 1988.
Описание официальных документов
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155).
Описание электронных ресурсов
Соколова О. А. Здоровьесберегающие образовательные технологи [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.shkolnymir.info/.