Лариса Приходько
Формирование экологической культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. Начиная со средины XX в. рост потребностей человека и его производственной активности привел к тому, что масштабы возможного воздействия человека на природу стали соизмеримыми с масштабами глобальных природных процессов. В результате труда человека создаются каналы и новые моря, исчезают болота и пустыни, перемещаются огромные массы ископаемых пород, синтезируются новые химические материалы. Преобразующая деятельность современного человека распространяется даже на дно океана и космическое пространство. Однако все возрастающее влияние человека на окружающую среду порождает сложные проблемы в его взаимоотношениях с природой. Неконтролируемая и непредсказуемая деятельность человека стала оказывать отрицательное воздействие на ход природных процессов, вызывать резко негативные необратимые изменения, как окружающей среды, так и биологической природы самого человека.
Публикация «Формирование экологической культуры дошкольников» размещена в разделах
В наши дни, когда мы находимся на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности, которые требуют немедленного переосмысления. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая. Но дальше эта дорога обрывается пропастью. Насколько глубоко бы ни проникли современные экологические проблемы, их решение зависит от каждого из нас. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – развитие компетентности людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Именно поэтому одним из актуальных вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности. В системе и подготовке молодого поколения к рациональному использованию, ответственному отношению к природе важное место принадлежит ДОУ, которое можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном окружении, знакомство его с целостной картиной мира и формирования научно-обоснованного нравственного и эстетического отношения к миру.
Самоценность дошкольного детства очевидна : первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно
ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. В разных возрастных группах детского сада в течение года проводится систематическая работа по развитию наблюдательности детей дошкольного возраста. Воспитатель организует наблюдения за первоцветами, за насекомыми, животными; сравнивает по внешнему виду и повадкам маленьких животных с взрослыми. Важно учить детей правильно вести себя: не шуметь, не обижать животных, не давить насекомых Воспитатель продолжает знакомить детей с растениями и животными, учит ухаживать за ними, поддерживает любознательность. В детском саду педагог развивает наблюдательность, привлекая детей трудовой деятельностью в уголке природы и на участке. Воспитатель ежедневно организует наблюдение за состоянием погоды. Детей упражняют в различении деревьев и кустарников, комнатных растений и цветов на клумбах, полевых цветов организуя предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами.
«Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства» (И. С. Соколов-Микитов). Природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов представляет большие возможности, для накопления знаний о ней. Более глубокий след в памяти ребенка оставит то, что он увидел, потрогал, понюхал, послушал, попробовал на вкус.