Анастасия Казакова
Формирование экологического сознания дошкольников (младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Самый ответственный период жизни человека - дошкольное детство, так как именно в этот период - закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.
Одним из главных экологических факторов является деятельность человека в природе, которая имеет двустороннее значение: влияет на условия жизни животных и растений и изменяет состояние экологической обстановки, где живут люди. В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.
Публикация «Формирование экологического сознания дошкольников (младшая группа)» размещена в разделах
Поэтому работа по формированию экологической культуры начинается с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
Мы работаем по программе Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости». Работа интересна и систематизирована, наиболее ярко интегративные тенденции прослеживаются в данной методике. По мнению автора, природная среда является не только источником формирования у детей ярких художественных и музыкальных образов, но и специальных знаний, умений и навыков. Основная цель программы - формирования у детей чувства прекрасного в природе, разнообразия и уникальности, хрупкости и долговечности. В программе одним из главных направлений является формирование у дошкольников бережного отношения к природе, как необходимого личностного качества, развития которого предполагает учет следующего фактора – интереса к природе. Наличие знаний о природных компонентах и взаимосвязям между ними, о влиянии человека на природу; стимулирование нравственных и эстетических чувств по отношению к природе, организации посильной деятельности по оказанию природе помощи; учета мотивов, определяющих действия в природе - все это развивает и совершенствует знания дошкольников.
Программа предполагает традиционные виды детской деятельности – наблюдения, моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность, конструирование. С различными видами деятельности их содержанием и результатом связываются проявления у детей экологической и общечеловеческой культуры.
Таким образом, в последних разработках практических материалов по экологическому образованию явно прослеживается акцент на интеграцию разных видов в рамках экологического подхода.
В каждой группе детского сада имеется все необходимое, для полноценного формирования экологического сознания детей.
Я формировала экологическое сознание дошкольников через :
- экологическое окно, отражающее экосистему. В нем представлена вода, земля и воздух. В экологическое окно помещают представителей животного и растительного мира и наглядно демонстрируют их взаимосвязь.
- наблюдение в экологическом уголке за комнатными растениями
- оформление групповых полочек,
-наблюдения на прогулке,
-посещение «зимнего сада», имеющегося в детском саду,
-занятия кружка «Любознайки», который носит экологическую направленность.
Остановлюсь на кружковых занятиях подробнее. Программа кружка, мною составленная, рассчитана на 2 года обучения (в младшей и средней группах). Занятия проводятся 8 месяцев в году (октябрь – май, одно занятие в неделю, длительностью в младшей группе – 15 минут, в средней - 20 минут. Количество детей посещаемых кружок «Любознайки» - 15 человек.
В прошлом году кружок проводился в младшей группе, в этом году работа кружка будет продолжена в средней группе.
Для проведения кружка необходимо было предметные картинки, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, дощечки, различные камешки, воздушные шарики, прозрачные емкости, пух и перья, семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов, спилы дерева, вода и пищевые красители.
РАССМОТРЕННЫЕ ТЕМЫ:
«Узнаем, какая вода» «Почему осенью бывает грязь?» «Что в пакете?»
«Лёгкий- тяжёлый»
«Свойства льда» «Бумага, её качества и свойства»
«Волшебная рукавичка» «Что в коробке?»
«Разноцветная вода» «Песочные струйки»
«Игры с воздушным шариком и соломинкой»
«Камешки» «Как снег становится водой» «Древесина, её качества и свойства»
«Мы фокусники» «Волшебные лучи»
«Кто живет в воде» «Свойства мокрого песка» «Воздух в стакане»
«Деревянный брусочек» «Горячо холодно»
«Ткань, её качества и свойства» «Что звучит?» «Свойства солнечных лучей»
«Куда делась вода?» «Чудесные фигурки» «Ветер по морю гуляет» «Плывет, плывет кораблик.» «Чудесный мешочек» «Узнаем, какая глина»
«Музыка или шум?» «Солнечные зайчики»
ОСОБЕННО ПОНРАВИЛИСЬ И ЗАПОМНИЛИСЬ ДЕТЯМ ТАКИЕ ЗАНЯТИЯ, КАК:
«Разноцветная вода» Выявление свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет воды.
«Куда делась вода?» Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).
«Камешки» Развивать интерес к камням; знакомство детей со свойствами камней: твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут в воде.
«Плывет, плывет кораблик.» Познакомить с различными материалами (веточка, скорлупа грецкого ореха, бумага и т. д.); показать что предметы плавают-тонут.
«Бумага, её качества и свойства»
Продолжать учить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять её качества (цвет, белизну, гладкость, степень прочности, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнётся, рвётся, режется, горит).
«Волшебная рукавичка» Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.
«Музыка или шум?» Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.).
«Солнечные зайчики»
Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку любознательность.
К концу года дети достигли высоких результатов:
- проявляют интерес к природе, к познанию ее;
- подражают взрослому в его бережном отношении;
- познакомились с навыками ухода за животными, растениями;
- имеют представление об основных состояниях погоды, о некоторых отличительных признаках сезона, о простейших связях живой и неживой природы.
В результате кружковых занятий дети научились определять и различать: основные свойства воды, снега, песка, глины, воздуха; узнали, что вещи могут быть сделаны из различных материалов: бумаги, древесины, ткани, резины, пластмассы ; научились выделять свойства магнита; различать музыкальные и шумовые звуки.
Непосредственно велась работа с родителями воспитанников. Родителям были предложены следующие формы работы : анкетирование с целью выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка в домашних условиях и в поддержании его познавательного интереса; Была проведена консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», дана памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», рекомендации «Проведите с детьми дома», проведено родительское собрание по данной теме, оформлена папка - передвижка «Мои открытия», изготовлена картотека игр для детей и их родителей «Сыпь песок, лей водичку».
Диагностики, проведенные в начале и в конце года, показали высокую результативность проводимой работы по формированию экологического сознания детей, именно поэтому, наряду с реализацией программы Крыловой Н. М., мы будем осуществлять и деятельность кружка «Любознайки».