МААМ-картинки

Формирование экологического сознания дошкольников (младшая группа)

Анастасия Казакова
Формирование экологического сознания дошкольников (младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Самый ответственный период жизни человека - дошкольное детство, так как именно в этот период - закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.

Одним из главных экологических факторов является деятельность человека в природе, которая имеет двустороннее значение: влияет на условия жизни животных и растений и изменяет состояние экологической обстановки, где живут люди. В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Публикация «Формирование экологического сознания дошкольников (младшая группа)» размещена в разделах

Поэтому работа по формированию экологической культуры начинается с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.

Мы работаем по программе Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости». Работа интересна и систематизирована, наиболее ярко интегративные тенденции прослеживаются в данной методике. По мнению автора, природная среда является не только источником формирования у детей ярких художественных и музыкальных образов, но и специальных знаний, умений и навыков. Основная цель программы - формирования у детей чувства прекрасного в природе, разнообразия и уникальности, хрупкости и долговечности. В программе одним из главных направлений является формирование у дошкольников бережного отношения к природе, как необходимого личностного качества, развития которого предполагает учет следующего фактора – интереса к природе. Наличие знаний о природных компонентах и взаимосвязям между ними, о влиянии человека на природу; стимулирование нравственных и эстетических чувств по отношению к природе, организации посильной деятельности по оказанию природе помощи; учета мотивов, определяющих действия в природе - все это развивает и совершенствует знания дошкольников.

Программа предполагает традиционные виды детской деятельности – наблюдения, моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность, конструирование. С различными видами деятельности их содержанием и результатом связываются проявления у детей экологической и общечеловеческой культуры.

Таким образом, в последних разработках практических материалов по экологическому образованию явно прослеживается акцент на интеграцию разных видов в рамках экологического подхода.

В каждой группе детского сада имеется все необходимое, для полноценного формирования экологического сознания детей.

Я формировала экологическое сознание дошкольников через :

- экологическое окно, отражающее экосистему. В нем представлена вода, земля и воздух. В экологическое окно помещают представителей животного и растительного мира и наглядно демонстрируют их взаимосвязь.

- наблюдение в экологическом уголке за комнатными растениями

- оформление групповых полочек,

-наблюдения на прогулке,

-посещение «зимнего сада», имеющегося в детском саду,

-занятия кружка «Любознайки», который носит экологическую направленность.

Остановлюсь на кружковых занятиях подробнее. Программа кружка, мною составленная, рассчитана на 2 года обучения младшей и средней группах). Занятия проводятся 8 месяцев в году (октябрь – май, одно занятие в неделю, длительностью в младшей группе – 15 минут, в средней - 20 минут. Количество детей посещаемых кружок «Любознайки» - 15 человек.

В прошлом году кружок проводился в младшей группе, в этом году работа кружка будет продолжена в средней группе.

Для проведения кружка необходимо было предметные картинки, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, дощечки, различные камешки, воздушные шарики, прозрачные емкости, пух и перья, семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов, спилы дерева, вода и пищевые красители.

РАССМОТРЕННЫЕ ТЕМЫ:

«Узнаем, какая вода» «Почему осенью бывает грязь?» «Что в пакете?»

«Лёгкий- тяжёлый»

«Свойства льда» «Бумага, её качества и свойства»

«Волшебная рукавичка» «Что в коробке?»

«Разноцветная вода» «Песочные струйки»

«Игры с воздушным шариком и соломинкой»

«Камешки» «Как снег становится водой» «Древесина, её качества и свойства»

«Мы фокусники» «Волшебные лучи»

«Кто живет в воде» «Свойства мокрого песка» «Воздух в стакане»

«Деревянный брусочек» «Горячо холодно»

«Ткань, её качества и свойства» «Что звучит?» «Свойства солнечных лучей»

«Куда делась вода?» «Чудесные фигурки» «Ветер по морю гуляет» «Плывет, плывет кораблик.» «Чудесный мешочек» «Узнаем, какая глина»

«Музыка или шум?» «Солнечные зайчики»

ОСОБЕННО ПОНРАВИЛИСЬ И ЗАПОМНИЛИСЬ ДЕТЯМ ТАКИЕ ЗАНЯТИЯ, КАК:

«Разноцветная вода» Выявление свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет воды.

«Куда делась вода?» Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

«Камешки» Развивать интерес к камням; знакомство детей со свойствами камней: твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут в воде.

«Плывет, плывет кораблик.» Познакомить с различными материалами (веточка, скорлупа грецкого ореха, бумага и т. д.); показать что предметы плавают-тонут.

«Бумага, её качества и свойства»

Продолжать учить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять её качества (цвет, белизну, гладкость, степень прочности, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнётся, рвётся, режется, горит).

«Волшебная рукавичка» Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

«Музыка или шум?» Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.).

«Солнечные зайчики»

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку любознательность.

К концу года дети достигли высоких результатов:

- проявляют интерес к природе, к познанию ее;

- подражают взрослому в его бережном отношении;

- познакомились с навыками ухода за животными, растениями;

- имеют представление об основных состояниях погоды, о некоторых отличительных признаках сезона, о простейших связях живой и неживой природы.

В результате кружковых занятий дети научились определять и различать: основные свойства воды, снега, песка, глины, воздуха; узнали, что вещи могут быть сделаны из различных материалов: бумаги, древесины, ткани, резины, пластмассы ; научились выделять свойства магнита; различать музыкальные и шумовые звуки.

Непосредственно велась работа с родителями воспитанников. Родителям были предложены следующие формы работы : анкетирование с целью выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка в домашних условиях и в поддержании его познавательного интереса; Была проведена консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», дана памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», рекомендации «Проведите с детьми дома», проведено родительское собрание по данной теме, оформлена папка - передвижка «Мои открытия», изготовлена картотека игр для детей и их родителей «Сыпь песок, лей водичку».

Диагностики, проведенные в начале и в конце года, показали высокую результативность проводимой работы по формированию экологического сознания детей, именно поэтому, наряду с реализацией программы Крыловой Н. М., мы будем осуществлять и деятельность кружка «Любознайки».

Публикации по теме:

Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и домаВоспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома В современном мире воспитание экологического.

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Формирование центра сюжетно-ролевых игр с помощью родителей. Младшая группаФормирование центра сюжетно-ролевых игр с помощью родителей. Младшая группа  Цели и задачи: сформировать активную позицию родителей в развитии игровой деятельности детей. Достижение данной цели предполагается через.

Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников»Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников» Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. Одной из основных.

Конспект экологического занятия «Листы календаря». Старшая группа Воспитатель Ковтун Е. И Цели деятельности педагога: Закрепить названия и порядковый счет дней недели; уточнить,что из дней недели состоит.

Лэпбук «Формирование КГН» (младшая группа)Лэпбук «Формирование КГН» (младшая группа) Лэпбук "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы" Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологического сознания дошкольников (младшая группа)
Опубликовано: 22 сентября 2022 в 21:12
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологического сознания дошкольников (младшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Казакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД