вероника нитченко
Формирование экологического сознания дошкольника через изобразительную деятельность с использованием традиционных техник
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологического сознания дошкольника
через изобразительную деятельность с использованием
традиционных техник рисования.
«Ребенок начинает ценить самое красивое только тогда, когда оно вызвало него эмоционально-душевный отклик, как-то его восхитило, удивило. Этому во многом способствуем мы, взрослые. Если мы с вами испытываем различные эмоции и чувства, видим красоту, то это, несомненно, передается ребенку».
Публикация «Формирование экологического сознания дошкольника через изобразительную деятельность с использованием традиционных техник» размещена в разделах
Экологическое воспитание и образование детей является самой главной проблемой нашего времени. Однако окружающий мир всей нашей планеты может отстранить все наше общество из того состояния, в котором оно находится в настоящее время. Основание человека начинается с логики и мышления, которое должно начинаться с детства. Ведущей целью экологического сознания дошкольника является естественные явления и приметы природы, образы окружающего мира, способность понимать свое поведение в условиях созданной атмосферы и умение жить в общении с природой.
Наблюдая за детьми в дошкольном учреждении, я обратила внимание, как дети могут: без сожаления проходя мимо дерева отломать веточку, растоптать насекомое, сорвать цветок и через несколько минут выкинуть его, не задумываясь о своих последствиях. В веке современного общества дети большую часть времени проводят у экранов телевизоров или у компьютеров. Дети перестали замечать красоту природы вокруг себя, а если и воспринимают, то частично. Мы же удивляемся, откуда у наших детей развивается агрессия, грубость и жестокость. И это последствие компьютерных игр, жестокости с экрана телевизора. Приобщение ребенка к познанию окружающего мира влечет за собой много интересного: море новых звуков и запахов, тайн и загадок, удивлений и волшебства. Природа нас заставляет остановиться, присмотреться и задуматься. В данной работе мы с детьми будем наблюдать за осенней красотой природы.
В своей работе важно применять разнообразные формы и методы, чтобы дети стремительно проявляли свой интерес к окружающему миру. На практике я использую такие формы работы : практические занятия; употребление наглядного материала (сбор листьев, шишек, камней, рябины). Активно в своей работе я использую следующие методы : пальчиковую гимнастику, чтение стихотворений, исполнение песен, использование основного дидактического материала по теме, наблюдения за окружающим миром, экскурсия по детскому саду. Для успешной организации с детьми я использовала : научно-грамотную среду и подобранный материал; художественные способности детей, используя их знания и опыт, любовь к окружающему миру и предметы пространственной среды.
Я решила формировать экологическое сознание детей через изобразительную деятельность с использованием традиционных техник рисования. Рисование – это важнейшее средство художественного самопознания мира и развития знаний, где проявляется наблюдательность и воображения, художественный вкус и творческий потенциал. Художественное творчество неразрывно связано с природой и ее красотой.
Кроме того художественное творчество включает рисование, которое позволяет детям отразить свои впечатления об окружающем мире. На занятиях рисования дети научились рисовать цветными карандашами, гуашью и акварелью. В процессе рисования у ребенка формируются творческие и умственные способности. У детей развивается мелкая моторика рук. У каждого ребенка складываются определенные возможности и способности: увидеть мир своими глазами, ощущение вкуса и цвета, ориентировка в пространстве. Дети с удовольствием замечают природные явления и создают образы в изобразительной деятельности. У детей формируется ориентировка в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению и запаху.
Изобразительная деятельность является частью основной образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана с ее направлениями: приобщение к искусству (классического и народного) и окружающему миру, социальными явлениями, природой со всей ее красотой; чтение литературы.
Главное значение для развития ребенка на занятиях рисования являются разнообразные игры. Игры проявляют интерес к изобразительной деятельности. Детям необходимо уделять внимание и давать возможность изображать, как они играли в сюжетно-ролевые и подвижные игры. Для обогащения образных представлений, возникновения художественных идей, для успешного изучения детьми изобразительной деятельностью важна взаимосвязь занятий с дидактическими играми. Поэтому свободу творческого решения можно сформировать, если научить их формообразующим движениям и движениям рук, направленных на создание изображений предметов разнообразных форм; сначала простых, а затем сложных.
Важнейшей ценностью на занятиях является эмоциональное процветание детей, которое проявляется в успешности работы и уверенности в своих возможностях; уважительном отношении взрослых к результатам детской художественной деятельности, положительного и доброжелательного отношения друг к другу.
Таким образом, традиционные техники рисования позволяют решить задачи для усвоения дидактического материала, для обогащения чувственных впечатлений ребенка. У детей появляется эмоциональная отзывчивость и доброта на красоту природы и на результат своей работы, что позволяет умение привлекать свою работу и способствует еще большему увлечению детей рисованию. В процессе работы у детей формируется представление о природных изменениях и явлениях, о заботе к окружающему миру, проявляется интерес к занятиям изобразительной деятельности. Дети в процессе усвоения наглядного материала усваивает новые знания, навыки и умения через познание предметного мира.
Список использованной литературы :
1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду, старшая группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015 ФГОС.
2. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015 ФГОС.
3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М., 2005.
4. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М. : Просвещение, 2010.