Рабига Айткалиева
Развитие социального интеллекта дошкольника через самостоятельную художественную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития социального интеллекта ребенка в последние годы приобрела особую актуальность. Это вызвано изменениями, происходящими в нашей жизни и образовании. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» должно быть «направлено… на развитие социального и эмоционального интеллекта…»[1 с. 9].
Публикация «Развитие социального интеллекта дошкольника через самостоятельную художественную деятельность» размещена в разделах
В свете требований ФГОС ДО данная тема стала особенно актуальной. Одним из наиболее эффективных подходов формирования социального интеллекта дошкольников, на мой взгляд, является вовлечение их в самостоятельную художественную деятельность. Мы исходим из того, что социальный интеллект дошкольника формируется в ходе его социализации, под воздействием условий социальной среды (Л. С. Выготский, Ю. С. Воробьева).
Влияние взрослых на формирование социального интеллекта воспитанника может осуществляться как непосредственно, так и через организацию его индивидуального опыта в ходе самостоятельной художественной деятельности. Самостоятельная художественная деятельность – это такая деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, в специально предоставленное для этого время, она возникает по инициативе самих детей, выражает их склонности и интересы [4,с. 11].
В ходе самостоятельной художественной деятельности :
- развиваются инициатива, активность;
- развиваются умения, навыки, способы деятельности, стимулирует их перенос в новые жизненные условия;
- находятся естественный выход, разные яркие впечатления, повлиявшие на воображение и эмоции ребёнка, снимая напряжение, делая его внутренний мир комфортнее;
- воспитанник чувствует уверенность в себе, в своих возможностях;
- в процессе самостоятельной художественной деятельности детей проходит саморазвитие, самообучение через подражание другим, умение которых поразило их воображение и вызвало желание действовать подобным образом.
Для нас важно, что в процессе самостоятельной художественной деятельности детей закрепляются и совершенствуются навыки коллективной деятельности (дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают). Ребенок постоянно стремится к выражению своих впечатлений и переживаний, используя при этом разные виды художественной деятельности : музыкальную и изобразительную, театрализованные игры, художественно – словесное творчество.
В нашем детском саду мы стараемся использовать все виды самостоятельной художественной деятельности. Особое внимание было обращено на театральные постановки для младших сверстников (группа у нас разновозрастная). Такая деятельность позволяет привлечь музыкальное, изобразительное, художественно – словесное творчество. Есть несколько вариантов сценария разных сказок. Так сценарий сказки "Теремок" представлен тремя (теремок ломается медведем; теремок не ломается, а для медведя строится отдельный терем; медведя не пускают в теремок).
Вот один из них.
В зале стоят декорации теремок, елочки, березки.
Звучит приятная, легкая музыка.
Воспитатель: Это случилось в самый полдень, когда все звери спешили к себе домой. На лесной полянке вдруг появился теремок.
Вот на полянку выбежала мышка, увидела теремок и спрашивает.
Мышь (ребенок в костюме мышки)
- Тук- тук-тук
- Кто, кто в теремочке живет?
- Кто, кто в невысоком живет?
Воспитатель: Мышке никто не ответил. Зашла она в домик и стала в нем жить. А в это время мимо прыгала лягушка. Увидала она теремок и решила узнать, кто в теремочке живет.
Лягушка (ребенок в костюме лягушки)
- Тук-тук-тук
- Кто, кто в теремочке живет?
- Кто, кто в невысоком живет?
Мышка
- Я мышка- поскребушка. А ты кто?
Лягушка
- А я лягушка - попрыгушка. Пусти меня в теремок с тобой жить!
Мышка
- Иди
Воспитатель: Вот их уже двое в теремке живет.
Мимо пробегал зайчик увидал теремок и решил узнать кто в нем живет.
Зайчик (ребенок в костюме зайца)
- Тук-тук-тук
- Кто в теремочке живет?
- Кто в невысоком живет?
Звери из теремка по очереди.
- Я мышка - поскребушка, я лягушка - попрыгушка.
- А ты кто такой?
Зайчик
- А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!
Звери из домика
- Заходи.
Воспитатель: и стало их теперь в теремочке жить трое.
Бежит лисичка:
- Кто, кто в теремочке живет?
- Кто, кто в невысоком живет?
Звери из теремка:
- Я мышка - поскребушка, я лягушка- попрыгушка да зайчик - побегайчик.
- А ты кто?
Лисичка
- А я лисичка - сестричка. Пустите меня к вам жить!
Звери из теремка
- Заходи
Воспитатель: Вот их уже и четверо стало в теремке. Глядь бежит волчок - и тоже к теремку, да и спрашивает:
Волчок
- Кто, кто в теремочке живет?
- Кто, кто в невысоком живет?
звери из теремка:
- Я мышка - поскребушка, я лягушка- попрыгушка да зайчик - побегайчик, да лисичка - сестричка.
- А ты кто?
- А я волчок серый - бочок. Пустите и меня к вам жить!
Звери из теремка:
- Ну уж иди!
Воспитатель: И волк поместился в теремок, и стало их пятеро. Вдруг от куда ни возьмись - бредет медведь.
Медведь: (Крупный ребенок в костюме медведя)
- О, теремок! Он не низок не высок! Кто в тереме живет?
Звери из теремка: (боязливым голосом)
- Я мышка - поскребушка, я лягушка - попрыгушка да зайчик - побегайчик, да лисичка - сестричка, и я волчок серый- бочок.
- А ты кто?
Медведь:
- Э, как, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!
Звери из теремка:
- Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
Медведь:
- Да как – ни будь!
Звери из теремка:
- Ну, уж иди, только с краешку!
Медведь:
- А я вон куда! (показывает на крышу). И к теплу поближе.
Воспитатель: Только медведюшка полез, теремок затрещал, заскрипел и сломался. Звери из теремка все повыскакивали. И стали ругать медведя.
А медведь понял, что натворил и предложил:
- Я виноват, не отрицаю, но теремок был мал для нас всех. Давайте построим новый теремок. Еще больше прежнего. И будем дружно в нем жить.
Звери строят новый теремок.
Воспитатель: Строили, строили и наконец, построили. Новый терем расписной. Спасибо, за внимание. До скорого свидания!
После театральной постановки для младших сверстников все воспитанники включаются в ее обсуждение.
Отмечено, что к концу этого года дети стали больше рассказывать о происходящих событиях в их социальном окружении, внимательно слушать других, дополнять рассказы своих товарищей, слушать и не перебивать, активно отзываться на просьбы других детей. Воспитанники стали требовать от взрослых меньше внимания, больше взаимодействовать друг с другом. Это явилось, на наш взгляд, в том числе результатом вовлечения их в самостоятельную художественную деятельность. Таким образом самостоятельная художественная деятельность оказывает значительное влияние на формирование социального интеллекта дошкольников. Положительный результат невозможно получить без участия родителей. Именно родители помогают в подготовке костюмов, декораций театральной постановки для младших сверстников, что является одной из форм взаимодействия с родителями воспитанников.