Ольга Якурина
Формирование экологических представлений об обитателях морей у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ОБ ОБИТАТЕЛЯХ МОРЕЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Публикация «Формирование экологических представлений об обитателях морей у детей 5–6 лет» размещена в разделах
Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему [12, с. 105].
Великие педагоги прошлого (Я. А. Коменский, М. Монтессори, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо и др.) особо подчеркивали необходимость воспитания гуманных чувств детей средствами природы [3, c. 86].
Современный ребенок любознателен, активен, имеет больше возможностей познать окружающий мир. Это и СМИ, и компьютерные технологии, и, все более доступные сегодня, путешествия в разные уголки не только нашей страны, но и по всему миру. Приезжая из таких путешествий, дети делятся впечатлениями, привозят сувениры, рассказываю друг другу о достопримечательностях, о морях, реках, озёрах и их обитателях. Но, в их рассказах проявляются недостоверные сведения, ненаучные знания. Данная проблема знакомства с обитателями водоёмов очень интересна для детей, отвечает их познавательной потребности. Подводный мир моря труднодоступен для повседневного обозрения. И в то же время, человек чаще является потребителем, нежели созидателем в отношении обитателей морских глубин [5, c. 45]. Знакомство с морскими обитателями предоставляет возможность внести в сознание детей образ человека как «созидателя», обладающего большими возможностями, что позволит акцентировать внимание детей 5-6 лет на бережном отношении к дарам моря и разумном их использовании.
Данной проблеме посвящены исследования Н. Н. Авдеевой,
И. Андрияновой, А. О. Вершинина, Л. А. Кондрыкинской, Г. Г. Кузьминской,
Г. А. Савенкова Т. А. Шорыгиной.
Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, в дошкольном возрасте можно сформировать у детей систему представлений о мире природы, «обеспечив» их набором необходимых навыков и умений взаимодействия с окружающей действительностью, систему ценностных ориентации, позитивного поведения и деятельности в природе. Однако, как показывает практика, реализовать эти задачи непросто.
В педагогическом процессе детского сада используются различные формы и методы организации работы с детьми при ознакомлении с обитателями морей.
При ознакомлении детей 5-6 лет с обитателями морей широко используются наглядные, практические и словесные методы.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Рассмотрим их более подробно.
Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка. При ознакомлении детей с явлениями недоступными для непосредственного наблюдения, например, обитатели морей целесообразно использовать метод рассматривание картин, который позволяет решить разнообразные задачи: уточнить и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие. При выборе этого метода следует использовать дидактические сюжетные, предметные, а так же художественные картины. Художественные картины – необходимы для развития эстетического восприятия и чувств у детей. Они широко используются в старшем дошкольном возрасте. Дидактические, сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. Рассматривание картин должно проводится неоднократно, так как необходимо обеспечить восприятие отдельных деталей картины, и изображения в целом [1, c. 59].
При формировании у детей представления о динамике роста и развития обитателей морей необходимо использовать метод учебного экрана. Кинофильмы вызывают у детей особое эмоциональное отношение, интерес, это способствует более успешному усвоению знаний. Наиболее эффективными видами учебного кино являются сюжетные и очерковые кинофильмы. Диапозитивы это серии отдельных кадров, посвященных определённой теме. Основное назначение диапозитивов иллюстрировать рассказ воспитателя. Но они могут быть использованы и при обобщении знаний. Серии кадров позволяют показать изменение и развитие животных. Диафильмы об обитателей морей используются в работе с детьми, помогая воспитателю решить ряд задач: закреплять и расширять представление детей об известных животных, знакомить с новыми, систематизировать и обобщать знания.
Следующий метод, который мы рассмотрим в нашей работе это демонстрация моделей. Демонстрация моделей позволяют воспитателю научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемого объекта подводного мира. В дошкольном возрасте при ознакомлениями детей с обитателей морей используют разные виды моделей, рассмотрим некоторые из них более подробно [4, c. 196].
1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Модель – макет рекомендует использовать С. Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявления одного из способов защиты от врагов. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски морских обитателей.
3. Графические модели передают обобщенно признаки, связи и отношения природных объектов. Например, при формировании понятия о каком-либо морском обитатели, в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных. Демонстрация модели используется при условии предварительного ознакомления детей с морскими обитателями с помощью других методов, обеспечивающие живые представления о признаках, свойствах, связях и отношениях ее объектов [2, c. 57].
Таким образом, наглядные методы – способствуют формированию у детей четких, полных представлений об обитателях морей, развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи, игровой и трудовой деятельности.
Усвоение «живых» знаний вызывает эмоциональный отклик у детей, это является важным компонентом для формирования бережного отношения к природе.
Следующая группа методов, которую мы рассмотрим это практический метод, а именно игру. Использование этого метода в процессе ознакомления дошкольников с обитателями морей позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников применять полученные знания.
Дидактические игры способствуют развитию у детей памяти, мышления, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть сообща. Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные, настольно-печатные и словесные [6, c. 105].
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам обитателям морей, их образу жизни. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, глубже усваивают знания, а эмоционально-положительный настрой способствует углублению интереса к морским обитателям.
Многие проявления морским обитателей невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознание абстрактное, обобщенное представление об объекте. Успешно решить эти задачи помогает воспитателю моделирование. Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов экосистемы моря, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами. Схематическими изображениями, знаками. В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем при ознакомлении дошкольников с морскими обитателями наряду с демонстрацией моделей. Моделирование позволяет раскрыть важные особенности экосистемы моря и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе [7, c. 92].
Следующая группа методов, которую мы рассмотрим в нашей работе это словесные методы. К словесным методам относятся рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогаю формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
На занятия, в повседневном общении с детьми воспитатель использует рассказы о природе. Рассказ используется для того, чтобы сообщить детям новые, неизвестные факты из жизни морских обитателей. Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышлений, будить их воображение и чувства. При выборе рассказа необходимо учитывать, что детям известно и что неизвестно о сообщаемом явлении. Важно учитывать их интересы, а так же опираться на возрастные возможности восприятия литературных текстов. Рассказывать детям надо увлеченно, красочно, образно. В рассказе должны использоваться новые слова, которые обогащают речь детей. Так же необходимо, чтобы в рассказе присутствовали точные, яркие, образные слова, характеризующие события. В старшем дошкольном возрасте целесообразно использовать не только повествовательные рассказы, но и рассказы, которые ставят перед детьми вопрос, наводят их на размышление и позволяют им делать собственные выводы. Рассказ хорошо сопровождать демонстрацией иллюстраций, показом слайдов, диафильмов, фотографий. Это помогает детям понять его смысл. Чтобы привлечь внимание детей и удержать его на протяжении всего времени общения, нужно не только выбрать интересную тему с увлекательным сюжетом, но и образным точным языком передать свое отношение к событиям [8, c. 88].
Книга о природе учит детей эстетическому восприятию окружающего, этому помогает образный язык и иллюстрации художников, поэтому необходимо в работе с дошкольниками активизировать такой метод как использование художественной природоведческой литературы. Чтение художественного произведений для детей дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить, глубже всматриваться в окружающий мир. Искать ответы на многие вопросы. Книги о природе для детей написаны учеными – биологами, содержание их научно достоверно, оно помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материалистического миропонимания. В каждой книге заложена идея ответственности человека за сохранение природы, призыв к маленькому слушателю беречь и защищать, изучать природу. Тему произведения необходимо соблюдать с непосредственным наблюдением в природе. К выбору книги следует очень серьёзно отнестись. Прежде всего, нужно использовать литературу, которую рекомендует программа детского сада, но к сожалению за пределами программы остается очень много замечательных книг о природе, с которыми воспитатель должен знакомить детей, это следует делать в свободное время. Важно отбирать высокохудожественную литературу. После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы – помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном [9, c. 48].
Использовать беседу как метод можно с разными дидактическими целями, например для создания интереса к предстоящей деятельности, для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний об обитателям морей. В каждой беседе решается задача развития речи детей. В процессе установочной беседы воспитатель вызывает у детей интерес к предстоящему чтению, состояние ожидания. Эвристическая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе просмотра фильма об обитателях морей. Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседой является обеспечением самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний.
Итоговая беседа проводится по мере накопления у детей представлений об обитателях морей и только при условии, что эти представления усвоены всеми детьми. Воспитатель продумывает, какие существенные признаки или связи будут лежать в основе обобщений знаний. Важно продумать иллюстративные средства к итоговой беседе. Иллюстративно-наглядного материала не следует подбирать много. Цель его использования – оживить впечатления детей, помочь припомнить им уже известные факты, вокруг которых и будет разворачиваться беседа. Наглядным материалом служат не только картины, но и модели. Педагогические приемы должны обеспечить активное участие в беседе всех детей. Побуждать их к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, к доказательству своих суждений [10, c. 72].
Для повышения уровня дошкольников в экологическом развитии используются разнообразные формы работы. Это: непосредственно-образовательная деятельность, уроки доброты, уроки мышления, экологические кружки, экологические конкурсы, КВН, аукцион, марафон, викторина «Поле чудес», экологические акции, обсуждение и проигрывание ситуации, лаборатория юного эколога, составление экологических карт, ведение «Панорамы добрых дел», коллекционирование, экологические выставки и экспозиции, экологические музеи, день (неделя) экологического творчества, экологические наблюдения, практическая деятельность детей, экологические фестивали творчества, экологические тропы, экологические игры, экологические сказки, экологические тренинги, инсценировка, театрализация.
В дальнейшем мы рассмотрим следующую форму работы с детьми, это уроки доброты. Цель: развивать интерес к природе, сформировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитывать чуткость и сопереживание. Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей, чаще всего со старшим возрастом. Лучше уроки доброты дополнять музыкальным сопровождением, художественной литературой, не должны быть многословны [11, c. 86].
Обсуждение и проигрывание ситуаций. Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе.
Экологические выставки и композиции. Цель: ознакомить детей с морскими обитателями, недоступными для наблюдения. Выставки и композиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и взрослыми.
Следующей формой работы с дошкольниками являются экологические музеи, они являются для ребёнка настоящей школой природой. В музее уместны следующие экспозиции: редкие или исчезающие виды животных морей (альбомы и фотографии, экологические катастрофы и бедствия (альбомы и иллюстрации).
Подобный материал позволяет наглядно представить детям разнообразные темы: «Жизнь животных в море», «Морские обитатели» и т. д., но не один музей не заменит общения с живой природой.
Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно моря и т. д. [13, c. 124].
Таким образом, процесс формирования экологических представлений об обитателях морей у детей 5-6 лет будет протекать более эффективно, при условии: использования педагогом в своей работе разных форм и методов ознакомления детей 5-6 лет с обитателями морей в комплексе, правильно сочетая их между собой; проявления дошкольниками гуманного и эмоционально-положительного отношения к обитателям морей во всех видах деятельности; учета возрастных особенностей при ознакомлении с обитателями морей.
Список использованных источников
1. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет : практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. – Воронеж : Лакоценина, 2014. – 159 с.
2. Вакуленко, Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников : экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю. А. Вакуленко. – Волгорад : Учитель, 2013. – 157 с.
3. Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг : учеб. пособие /
4. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! : методическое пособие для воспитателей, методистов дошкольных учреждений / О. А Воронкевич. – СПб. : Детство-Пресс, 2015. – 496 с.
Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова. – М. : Просвещение, 1993. – 128 с.
5 Давыдова, Л. С. Беречь и любить природу / Л. С. Давыдова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №7. – С. 45-46.
6. Зебзеева, В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-метод. пособие / В. А. Зебзеева. – М. : ТЦ Сера, 2009. – 288 с.
7. Кондрыкинская, Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет : учебное пособие / Л. А. Кондрыкинская. – М. : Сфера, 2016. – 192 с.
8. Козина, Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром
в предшкольном возрасте : учеб. пособие / Е. Ф. Козина. – М. : Прометей, 2011. – 488с.
9. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение
к природе : метод. пособие / Л. В. Кокуева. – М. : АРКТИ, 2005. – 248 с.
10. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /
С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2013. – 272 с.
11. Прокопова, А. Формирование заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста / А. Прокопова // Дошкольное воспитание. – №8. – 2009. – С. 86-91.
12. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. А. Серебрякова. – М. : Академия, 2011. – 224 с.
13. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду : учеб. пособие / Н. А. Рыжова. – М. : Карапуз, 2001. – 432 с.