Елена Сучкова
Формирование взаимоотношений младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. «Формирование взаимоотношений младших дошкольников
в сюжетно-ролевой игре»
Слайд 2. Игра – это особая форма общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.
Основным источником игры является окружающий ребенка мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Публикация «Формирование взаимоотношений младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре» размещена в разделах
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.
То есть, в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется потребность быть «как взрослый».
Сюжетно-ролевая игра включает следующие компоненты: сюжет игры, содержание игры и роль.
Слайд 3. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к игровой деятельности. К трем годам ребенок, при условии успешного развития игровых умений уже называет себя именем героя, то есть принимает роль, хотя сама игра внешне выглядит как набор простых игровых действий: девочка кормит куклу, укладывает ее спать.
Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует определенной атрибутики:
– у мамы - набор предметов быта,
– у врача - медицинские инструменты, лекарства,
– у шофера - транспортное средство.
Ролевое взаимодействие между играющими осуществляется посредством предметно-игровых действий: врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т. п.
Слайд 4. Ребёнок 3-4 лет способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни - это скорее «игра рядом, чем вместе». Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения.
Начало совместных игр ещё не означает, что ребёнок дружески относится к товарищам. Ему весело играть с ними, но он заботится не о них, а о собственном удовольствии. Задача педагога - пробудить в игре чувства симпатии.
Работа по воспитанию у детей дружеских чувств начинается с того, что детей приучают бережно, с уважением относиться к игре товарищей.
Слайд 5. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретённые в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвёрнутые, содержащие одну-две роли. Неумение объяснить свои действия партнёру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Важно это вовремя подметить, прийти на помощь, предупредить ссору.
Слайд 6. В 3-4 года у ребенка возрастает интерес к сверстнику. Дети интересуются играми других ребят, не противятся мимолетным игровым контактам. Самостоятельные игры детей этого возраста просты, в них много внимания, отводится предмету (игрушке, но использование только предмета в качестве партнера по игре может тормозить дальнейшее развитие игровых умений ребят. Воспитатель должен, приветствуя и развивая игры ребенка с партнером-игрушкой, перенастраивать его и на партнера-взрослого, а в дальнейшем – все более на партнера-сверстника. Для этого педагог должен уметь показать ребенку взрослого или сверстника как привлекательного партнера по игре : такой партнер может ответить на вопрос, его можно послушать, с ним интересно разговаривать. Для этого воспитатель учит детей диалогу, формируя у них ролевую речь, обращенную к партнеру.
Постепенно (к 4 годам) ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.
В сценариях игр для детей 3-4 лет круг ролей ограничен из-за небольшого жизненного опыта детей. Из сюжетов, используемых детьми данного возраста в игре, наиболее востребованными остаются: игры с куклами (в «семью»); игры с машинами и др. транспортными средствами; игры в магазин, больницу, парикмахерскую, строителей.
Слайд 7-8. Игра в «Семью» позволяет закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах, ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь.
Слайд 9-13. Игры в «Больницу», «Парикмахерскую», «Магазин» способствуют формированию навыков культуры поведения в общественных местах; вежливого обращения к старшим и друг к другу; воспитанию таких качеств, как чуткость, доброта, отзывчивость; дружеских взаимоотношений уважения к окружающим.
Слайд 14. Игры «Гараж», «Строители» и прочие строительные игры способствуют воспитанию дружеских отношений между детьми. Игры со строительным материалом требуют согласованности действий, совместного обсуждения, умения считаться с мнением товарищей.
Для реализации своих игровых целей ребенок подбирает себе товарищей, отбирает необходимые игрушки, по ходу игры совершает определенные действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими.
Слайд 15. В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей. С одной стороны, в игре проявляется культура поведения. С другой стороны, увлекательное содержание детских игр способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей. Такое единство игровых и реальных взаимоотношений помогает создать нравственную направленность поведения детей.
Именно в игре дети воспроизводят взрослый мир и участвуют в социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Слайд 16. Спасибо за внимание.