Светлана Григорова
Формирование вокально-хорового навыка
▼ Скачать + Заказать документы
Условия развития специальных певческих навыков и умений у дошкольников определяются:
- музыкальные способности ребенка и педагогическая помощь в их развитии;
- учет возрастных физиологических особенностей и певческих возможностей дошкольника;
- целенаправленная работа компетентного музыкального руководителя, владеющего специальными технологиями обучения детей.
Достижение выравнивания звучания детского голоса, естественного легкого пения, чистоты и полётности детского голоса;
Развитие музыкального слуха, выработки чистоты интонирования;
Публикация «Формирование вокально-хорового навыка» размещена в разделах
Достижения искренности исполнения дошкольниками песен, их умение раскрыть художественный образ песни, формирование у детей музыкально – эстетических эмоций;
Усвоение навыков хорового пения;
Развития детского песенного творчества.
Содержание работы.
Опыт работы по теме: «Формирование вокально – хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Известно, что хоровое пение является показателем духовного здоровья нации. Россия издавна славилась своими хоровыми традициями. Русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу.
Еще несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Пестушки, потешки, которые пели мама и бабушка. Но изменился жизненный уклад, прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа.
Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы многих дошкольных учреждений свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребенка. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Планомерное вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей, пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой.
Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др.
Восемнадцатилетняя практика работы показала, что формирование вокально – хоровых навыков – один из наиболее сложных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а хоровое пение всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка.
Обучая дошкольников вокалу музыкальному руководителю необходимо учитывать, что голосовой аппарат ребенка хрупкий. нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Поэтому педагог должен не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребенка.
«Запоют дети – запоет народ», - писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение наши дети или нет, зависит от нас педагогов. Для того, чтобы сделать пение одним из любимых занятий детей, я разработала перспективный план «Приобретение вокально – хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста. Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов выстроила собственную систему формирования вокально – хоровых навыков ребенка старшего дошкольного возраста. Для этого систематизировала вокальные упражнения М. Ю. Картушиной, В. В. Емельянова, О. В. Кацера, Е. Н. Тиличеевой.
Поставив целью работы – формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских умений и навыков детей дошкольного возраста, приступила к практическому воплощению своих идей по созданию для детей такой атмосферы, которая бы побуждала их к свободе самовыражения, через общение с вокальным искусством и активную эстетическую деятельность.
Чтобы добиться положительных результатов в данной деятельности были сформированы следующие задачи :
1 Достижение выравнивания звучания детского голоса, естественного легкого пения, чистоты и полетности детского голоса;
2 Развитие музыкального слуха, выработки чистоты интонирования;
3 Достижения искренности исполнения дошкольниками песен, их умение раскрыть художественный образ песни, формирование у детей музыкально – эстетических эмоций;
4 Усвоение навыков хорового пения;
5 Развития детского песенного творчества.
Реализация этих задач возможна лишь при условии:
- учета в процессе занятий; возрастных физиологических особенностей детского голоса
- включении в занятия комплекса мероприятий, направленных на формирование устойчивого интереса детей к певческой деятельности, знаний о хоровом исполнительстве и особенностях голосового аппарата;
- использовании на занятиях новые методические разработки известных педагогов (комплекс упражнений, построенных на адаптированной системе В. В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», различные вокальные упражнения авторов М. Ю. Картушиной, Е. Тиличеевой и др., применение элементов «Игровой методики обучения детей пению» О. В. Кацера при знакомстве с песней и ее разучивании);
- систематическая, планомерная работа по совершенствованию навыков.
Возрастные физиологические особенности детского голоса
В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован и укрепляется вместе с общим развитием организма. Гортань и голосовые связки дошкольника еще недостаточно развиты, связки короткие и тонкие, небо малоподвижное. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем голосовой (верхний, поэтому голоса детей не сильные, хотя порой и звонкие, требуют к себе бережного отношения. Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми дошкольного возраста надо использовать песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие звуки должны быть проходящими. Лишь к 7 годам голосовой аппарат ребенка в целом формируется. Удобными (примарными) звуками для дошкольников являются «ми» - «си» первой октавы, именно в этом диапазоне звучание детских голосов более легкое, естественное.
Учитывая все возрастные физиологические особенности детского голоса обучение пению должно вестись планомерно, постоянно, со строгой постепенностью, начиная с самых элементарных приемовусвоения того или иного навыка.
Приобретение детьми теоретических знаний
Для формирования устойчивого интереса детей к певческой деятельности, необходимо познакомить их с основными понятиями хорового и вокального исполнения, дать представление о строении голосового аппарата, о бережном отношении к своему голосу.
Комплекс таких мероприятий может быть следующим:
-- игровые беседы «Певческая установка», «Певческое дыхание», «Что такое хор?», «Кто такой дирижер?»;
-- подвести детей к пониманию причин возникновения звука, звуковой речи(«Почему все звучит?»);
-- выявить причины возникновения высоких и низких звуков («Почему мишутка пищал?», «Как появляется песенка?»).
-- посещение концертов в музыкальной школе и др.
Методы и приёмы.
Фонопедический метод В. В.
Применение фонопедического метода развития голоса В. В. Емельянова в работе с дошкольниками заключается в использовании доступных упражнений адаптированных к особенностям детского восприятия и физиологическим возможностям голосового аппарата дошкольников, освоение элементарных навыков управления голосовым аппаратом основанных на общих закономерностях голосообразования. (Например, «Сказка о язычке» может быть различного содержания и включать в себя разнообразные сочетания упражнений, в зависимости от поставленных задач вокальной работы.)
Вокальные упражнения М. Ю. Картушиной
Работу над приобретением детьми вокально-хоровых навыков провожу с помощью вокальных упражнений,которые должны присутствовать на каждом музыкальном занятии. Вокальных упражнений существует очень много. Каждое из них имеет конкретную педагогическую направленность:
-- певческая установка (положение, которое должен принять вокалист перед началом пения);
-- дыхание (навык правильного певческого дыхания, оздоровление всей дыхательной системы);
-- звукообразование (извлечение певческого и речевого звука);
--работа над интонацией (точность воспроизведения мелодии при исполнении);
-- развитие ладового чувства (ощущение тоники, умение находить ее самостоятельно);
-- артикуляция и дикция (овладение навыками певческой дикции и артикуляции);
-- расширение диапазона;
-- работа над динамикой (первичные навыки владения силой звучания своего голоса);
-- работа над ритмом (воспроизводить несложный ритмический рисунок).
При проведении упражнений музыкальному руководителю необходимо учитывать следующие дидактические правила:
Всегда ставить перед детьми конкретную задачу- объяснить, что они должны сделать (делать под музыку короткий вдох и медленный выдох, спеть попевку на звук «у», при этом вытянуть губы трубочкой, и др.).
Показать способ выполнения действия, словесно пояснить, т. е. использовать принцип «Делай как я».
Неоднократно повторять упражнение для усвоения умений, транспонируя его с этой целью по полутонам вверх и вниз или видоизменяя задачу (например, если первый раз пропевали упражнение тихо, второй раз предлагается спеть громко).
Постоянно контролировать выполнение детьми вокально – артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навык выполнения того или иного упражнения.
включать вокально – хоровые упражнения в каждое музыкальное занятие.
Знакомство с песней и ее разучивание
по методике О. В. Кацера
Разучивание песни с детьми происходит в основном, не традиционном способом – на стульчиках перед педагогом, а стоя или сидя на полу или ковре в форме круга. Для возникновения у воспитанников интереса необходимо сделать показ песни и ее разучивание игровым.
Игровые варианты показа песни:
Показ песни с движением - паузами.
Показ песни с превращениями.
Показ песни во время релаксации детей.
Показ песни с помощью метрических движений (хлопки, шлепки).
Показ песни в сочетании с движениями рук по фразам.
Во всех вариантах показы песен осуществляются без музыкального сопровождения, дети непроизвольно запоминают мелодию и слова, постепенно начинают подпевать. Варианты игрового разучивания песни создаются исходя из ее содержания, с использованием музыкальных инструментов, образных движений и театрализации.
Поэтапная работа формирования вокально–хоровых навыков.
На этапе Формирования вокально – хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально – хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.
Вначале – это работа над выработкой напевности звучания на основе задержки дыхания, выдоха. Учу детей певческому дыханию при помощи специальных дыхательных упражнений без звука, звуковых дыхательных упражнений. Это упражнения «Дыхательная зарядка», «Собачки», «Упражнение на сохранение вдоха», «Дирижер», «Дыхание под музыку», «Попеременное дыхание», «Свеча», «Силовое дыхание», «Ветер».
Затем, работая над развитием тембровых качеств детских голосов, с первых занятий добиваюсь естественного, ненапряженного звучания.
Работу над дикцией начинаю с формирования округлых гласных и отчетливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в веселых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Вокально – хоровые упражнения предлагаю детям в виде песенок – игр, когда я пою запев, а дети отвечают за персонажа. Когда с упражнением дети хорошо знакомы, запев поют солисты. Овладеть навыками произношения помогают упражнения: «Про филина»,пальчиковая игра «Неумеха», «Маленький зайчишка»; упр. на гласные «Это я», «Плач», «Подружки», «Зубы заболели», «Юла»; скороговорки «Скворцы и синицы», «Вагоны».
Работу над интонированием начинаю с понятия высоты звука. Для эффективности использую пособия «живые картинки» с движущими деталями (упр. «Лесенка», «Домик на горе», «Пой со мной» и др.) Чтобы добиться чистоты интонирования, использую следующие приемы:
1 пение a capella
2 пение в сопровождении металлофона или флейты
3 пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «у».
4 пение с солистами
5 выкладывание фрагментов мелодии
6 показ направления движения мелодии на рисунке, схеме, музыкальной лесенке
7 использование наглядных пособий
8 показ движения мелодии рукой
9 игры - повторялки
Одновременно на простых упражнениях работаю над выстраиванием унисона. Чтобы добиться слитного стройного пения в коллективе, стараюсь научить каждого ребенка слышать в хоре не только свой голос, но и голоса других детей. Очень эффективные приемы, для формирования навыков ансамбля и строя : пение «цепочкой», «песенки – эхо», «пение про себя».
Заключительный этап вокально - хоровой работы - работа над песней.
Работу над песней провожу в течение 7 – 8 занятий в 5 этапов.
1 Разучивание песни.
Для скорого запоминания текста и мелодии применяю выше перечисленные игровые приемы по методике О. В. Кацера.
2 Закрепление текста.
Варьировать работу позволяет применение следующих приемов:
- проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом.
- беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на
внешнее звучание.
- пение эхом, когда фразу поет педагог, а затем повторяют дети.
- игра «я и вы», основанная на перемежающемся пении, когда несколько
тактов поет педагог, а после сигнала песню подхватывают дети.
Работа над качеством исполнения.
Проводится при помощи следующих приемов:
- пение на звук «у» для выравнивания унисона.
- пение a capella для внимательного слушания своей интонации.
- пропевание сложных элементов со словами или вокализации.
- моделирование высоты звука рукой, схемой,
- прием «Уши – назад» (по В. В. Емельянову)
- игра «Хлопки" дети поют песню все, по хлопку пение мысленно…
- использование детских музыкальных инструментов.
- похлопывание с пением или ритмичным проговариванием текста.
- игра «Узнай песню по ритму».
- пение с ритмическим аккомпанементом
- пение мелодии на слог «лю» выравнивания тембровое звучание.
- пение по фразам.
4 Закрепление песни.
Требуется вариативность заданий при повторении за счет способа звуковедения, динамики, тембра, эмоциональной выразительности:
- пение по подгруппам
- игра «Спрячем мелодию»
- сольное пение
- пение с движением
- инсценирование песни
- соревнования «Мальчики и девочки»
5 Концертное исполнение.
Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.
Структура занятия
Как сказано выше, работу на занятиях веду постоянно. Вокальные упражнения включаю в разделы: пения и музыкальных игр, музыкально – ритмические движения, слушание музыки.
Музыкальные занятия по приобретению вокально – хоровым навыкам планирую по следующей структуре:
1 Вокально – двигательная гимнастика.
2 Танцы с пением.
3 Упражнение на развитие дыхания.
4 Вокально – хоровые движения.
5 Артикуляционная гимнастика.
6 дикционная разминка.
7 Речевые и ритмические игры.
8 Песни.
9 Музыкальные пальчиковые игры или вокализация при слушании музыки.
10 Музыкальные игры с пением.
Основные трудности при составлении структуры занятия – это правильно распределить нагрузку на голосовой аппарат ребенка; сделать занятие интересным.
Выход из положения – разнообразные формы проведения вокальных занятий.
Один раз в два месяца провожу доминантные занятия, направленные на развитие вокальных навыков. Они могут быть тематическими, сюжетными.
В своей работе использую общепринятые методы вокальной педагогики.
1 Концентрический метод.
Метод обучения направлен на формирование вокальных навыков
2 Фонетический метод
Метод направлен на настройку певческого голоса на правильное звукообразование, а так же на его исправление. Метод применяется в упражнениях и на этапе разучивания песенного материала для выравнивания звучания голоса.
3. Объяснительно – иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным.
Педагог дает вокальный показ, дети, подражая, воспроизводят услышанное.
4 Метод мысленного пения.
Активизирует слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания. Метод учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от переутомления Направлен на развитие музыкально – слуховых представлений.
5 Метод сравнительного анализа
Сравнивания различные образы звучания голоса, дети учатся отличать правильное звукообразование от неправильного. Дети учатся оценивать собственное исполнение, формируется навык самоконтроля.
Принципы обучения
Обучение пению провожу на основе общепедагогических принципов:
Принцип воспитывающего обучения.
Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве. У детей развивает внимание, воображение, мышление и речь.
Принцип прочности.
Выученные детьми песни постепенно забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если долго не упражняться в пении. Поэтому целесообразно время от времени к старым песням нужно возвращаться.
Принцип сознательности.
Музыкальный руководитель стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения. Дети должны не только знать, но и понимать куда идет мелодия (вверх или вниз, и направлять соответственно свой голос, как надо открывать рот во время пения, почему необходимо сидеть прямо, не сутулясь.
Принцип наглядности.
Звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятии различных звуковых соотношений развивают зрение, мышечное чувство, усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности это исполнения песни педагогом. Некоторые образы, встречающиеся в песне, можно проиллюстрировать с помощью картин, игрушек. Наглядность повышает интерес к занятиям, способствует развитию сознательности, прочному усвоению песен.
Принцип доступности.
Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоения их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей. Доступный материал повышает у детей интерес к музыке.
Принцип постепенности.
Последовательность и систематичность заключается в том, что в начале года даются более легкие задания, чем в конце года: постепенно переходят от усвоенного к незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретение навыков, придает им уверенность.
А так же использую следующие приемы обучения пению:
1 Показ с пояснениями.
Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл содержание песни.
Игровые приемы.
Использование игрушек, картин, образных упражнений – делают музыкальные занятия более продуктивным, повышают активность детей, развивают сообразительность, а так же закрепляют знания полученные не предыдущих занятиях.
Вопросы к детям.
Активизируют мышление и речь детей.
Оценка качества.
Оценка детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Необходимо поощрять детей, вселять в них уверенность.
Индивидуальный подход к ребенку в обучении пению.
К каждому ребенку подбирается свой путь воздействия.
Понимая, что рамки занятия для работы в этом направлении малы, ввела в повседневную практику с дошкольниками такую форму работы, как «вокальная минутка». Здесь дети спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах поют, главное - поддержка воспитателя.
Работая с детьми дошкольного возраста, пришла к выводу, что певческие способности проявляются рано. Считаю, что своими методами и приемами могу добиться того, что мои воспитанники смогут понимать прекрасное, совершенствовать свои певческие навыки, развивать музыкальный слух и голосовой аппарат, чувствовать потребность в эмоциональном общении, испытывать тягу к вокально-хоровому искусству.
Результат
Вокально-хоровые навыки детей улучшились : стали чище интонировать мелодию, прислушиваясь к своему исполнению и исполнению других детей; изменилось качество дикции, артикуляции, выразительного исполнения пения; навыков хорового пения; детского песенного творчества.