Татьяна Пошлова
Формирование умения решать арифметические задачи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования смарт-доски
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Данная работа посвящена проблеме развития у детей старшего дошкольного возраста навыков решения математических задач. Авторы статьи отмечают важность взаимодействия всех участников образовательного процесса: воспитателей, родителей и детей.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, арифметические задачи, смарт-доска, взаимодействие с родителями.
FORMATION OF THE ABILITY TO SOLVE ARITHMETIC PROBLEMS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN THROUGH THE USE OF A SMART BOARD
Публикация «Формирование умения решать арифметические задачи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования смарт-доски» размещена в разделах
Poshlova T.L., educator,
MBDOU "Kindergarten No. 82 "Smile"",
Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod region
Annotation. This work is devoted to the problem of the development of mathematical problem-solving skills in older preschool children. The authors of the article note the importance of interaction of all participants in the educational process : educators, parents and children. Keywords : senior preschool age, arithmetic problems, smart board, interaction with parents.
Основная задача в области формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста – развитие умений решать арифметические задачи.
Проблема в том, что дошкольники воспринимают задачу, как обычный рассказ или загадку, не осознавая ее структуры. Т. е. они не вычленяют условие, вопрос, решение и ответ. Соответственно, дети не понимают значение числовых данных, о которых говорится в условии задачи и не понимают смысла вопроса. Вызывает у детей затруднение составление текста условия задачи, вопрос они часто заменяют ответом. Например, один цветок завял, и осталось 2 цветка.
Типичными ошибками детей данного возраста в составлении задачи являются :
вместо задачи составляется рассказ,
пропускается одно или оба числовые данные,
вопрос сразу же заменяется ответом (например, было 3 шарика, 1 улетел, осталось 2).
Цель нашего опыта работы – создать психолого-педагогические условия для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через интерактивные игры.
Направлениями нашей работы стали:
совместная деятельность детей с педагогом ДОУ (включая ООД);
обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
взаимодействие с семьями воспитанников.
В дошкольном возрасте с детьми решаются следующие задачи :
задачи – драматизации,
задачи-иллюстрации.
Структура арифметической задачи :
это условие,
вопрос,
решение,
ответ.
Мы разработали авторские интерактивные игры на смарт доске, которые помогают понять дошкольникам структуру арифметической задачи.
Дидактическая игра «Помоги Мушке и Ромашке посадить цветы на клумбе».
Это произведение Носова входит в программу по ознакомлению детей с художественной литературой. Поэтому герои были взяты из этого произведения.
Детям была предложена картинка, где есть клумба, цветы двух видов, сказочные герои, математические знаки. Детям предлагается составить условие задачи по картине и задать вопрос к условию задачи. Вторым этапом игры дети должны составить схему решения задачи, т. е. посадить цветы на клумбе. После этого необходимо выбрать математическое действие, при помощи которого они будут решать задачу. В данном случае это будет сложение, и оно обозначается знаком «плюс». Далее дети должны подставить математические знаки в схему под клумбой, записать решение задачи и озвучить ответ.
Интересной для детей оказалась «Новогоднее математическое приключение». Белочка и Снегирь попросили у Снегурочки наколдовать красивые снежинки. Сначала Снегурочка наколдовала 5 больших снежинок, затем еще 3 маленьких. Вопрос: сколько всего снежинок наколдовала Снегурочка? Данная задача решается по принципу предыдущей.
А вот задача «День рождения Пятачка» идет с усложнением. Дети уже научились составлять и решать задачи с опорой на схему решения. Теперь она уже не нужна. Здесь необходимо составить задачу по картинке, проговаривая все части задачи (условие, вопрос). И уже решить задачу, подставляя математические знаки в схему.
Затем усложняем условие задачи. Дети составляют задачу, находят верное решение для каждой задачи и подставляют его под картинками. Все неверные решения дети складывают в корзинку.
И еще один сложный вариант. Детям предлагается выбрать правильное и не правильное решение задачи и поместить эти решения в нужную коробочку, ориентируясь на условные знаки на коробочках.
Арифметические задачи использовали в различных игровых ситуациях. Например, при знакомстве с составом числа дети покупали билет на выбранный ими поезд. Чтобы сесть в поезд, дети должны подставить в окошечки вагона числа, сумма которых составляет номер поезда (это и есть билет на поезд). Когда все сели в вагоны, детям предлагается сосчитать, сколько билетов было продано (дети складывают количество вагонов в первом и втором поезде).
В современном мире недостаточно сформировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления, необходимо огромное внимание уделить и развитию логического мышления. А это достаточно сложный процесс. Поэтому мы придумали несколько смарт – игр на развитие логического мышления.
Детям было предложено необычное условие. Дано: слон весит как два бегемота, бегемот весит как три жирафа. Вопрос: сколько нужно жирафов, чтобы уравновесить весы со слоном.
Дети должны составить:
схему условия;
понять, что требуется;
найти решение;
записать решение математическими знаками.
Невозможно говорить о положительном результате работы по любому образовательному процессу, не затронув вопрос о взаимодействии с родителями (законными представителями воспитанников).
Нами был составлен план работы с родителями по заданной теме. Было проведено много мероприятий, таких, как:
интеллектуальные игры «Математический КВН»,
мастер-класс для родителей «Математическая лаборатория»,
создана выставка по итогам изготовления игр совместно с родителями «Изучаем математику» и т. д.
Благодаря активному участию родителей в мероприятиях детского сада у детей появился интерес к играм математического характера.
Итогом нашей работы стало следующее: применение ИКТ, а конкретно смарт – игр, при решении арифметических задач и создание игровых ситуаций дало положительный результат. Произошло расширение знаний дошкольников в области познание.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
3. Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»;
4. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) : учебно - методическое пособие / Л. Б. Беряева. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. – 479 с.
5. Л. Н. Коротковских «Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста»-СПб, ООО «Издательство Детство», 2010 Источник;
6. З. А. Михайлова. Математика от 3 до 7. - СПб. : ООО Издательство "Детствопресс", 2010 Источник;
6. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе» - Воронеж, ТЦ «Учитель» 2009