Наталья Квасова
Приёмы формирования УУД
Формирование регулятивных УУД (самоконтроля и самооценки)
учащихся начальной школы.
-Что необходимо для успешного существования в современном обществе?
-Для успешного существования в современном обществе каждый из нас должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, т. е. каждый должен обладать регулятивными действиями.
- Сейчас я назову тему нашего урока, а вы скажете, о чём мы будем говорить сегодня.
-Тема урока «Регулятивные учебные действия. Приёмы формирования регулятивных УУД».
- О чём будем говорить на уроке?
Публикация «Приёмы формирования УУД» размещена в разделах
- Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?
(проведение занятий, научить детей учиться)
- Ознакомьтесь, пожалуйста, с диапазоном формирования регулятивных учебных действий:
Определять и формулировать цель деятельности;
Осуществлять действия по реализации плана;
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Работа в парах.
- Перед Вами названия компонентов учебной деятельности, обеспечивающих формирование регулятивных действий.
Определите их последовательность (работа с деформированным текстом).
Задание понятно всем? Что необходимо выполнить? (определить порядок компонентов учебной деятельности регулятивных действий).
- Предлагаю выполнить прогностическую оценку. Оцените свои возможности: поставьте знак «+» - правильно выполню,«-» - сомневаюсь, «?» - не справлюсь с работой.
- Давайте проверим, что у нас получилось.
(Работа проверяется и сравнивается с образцом).
- Если Вы оценили себя знаком «+», и действительно не допустили ошибок, обведите его кружком, у Вас оценка адекватная, Вы правильно оценили свою готовность к решению новой учебной задачи.
Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится квадратом.
- Мы показали проведение первых трёх этапов учебной деятельности формирования регулятивных УУД по технологии проблемного урока.
- Давайте ещё раз назовём их и кратко охарактеризуем приёмы.
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Приёмы организации принятия цели:
– опора на личный жизненный опыт обучающихся;
– использование занимательного игрового материала;
– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
– моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»;
– постановка цели, в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Приёмы организации планирования собственной учебной деятельности:
- обсуждение готового плана решения учебной задачи;
-работа с деформированным планом решения учебной задачи;
- использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
- составление своего плана решения учебной задачи.
Для детей, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план урока из условных обозначений учебника.
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
Приём организации прогнозирования:
- прогностическая оценка при изучении нового материала.
В процессе повторения теоретических знаний, появились первые три пункта алгоритма этапов формирования регулятивных УУД ( на доске: целеполагание, планирование, прогнозирование)
-Мы подошли к следующим компонентам учебной деятельности. Кто поможет назвать их? Контроль, с возможной коррекцией, оценка.
- Перед Вами карточка с заданием:
«У каждого на листе внутри рамки нарисована фигура. Рассмотрите её очень внимательно. Возьмите карандаш. Нарисуйте такую же фигуру в пустой рамке».
- Давайте спланируем компоненты формирования регулятивных УУД.
Целеполагание: приём
( К примеру: на что похожа фигура? – на домик; отдыхающего оленя и т. д.
Нам необходимо нарисовать этот образ, фигуру как можно точнее. Чтобы в красивый домик поселить друга или чтобы рядом был друг.
- Какое задание будем выполнять? – рисовать такую же фигуру.
Планирование:
- Составим план:
1. Изучаю, «фотографирую» форму.
2. Сравниваю расстояние между отрезками, форму углов.
3. Аккуратно рисую фигуру.
4. Сравниваю с образцом.
- Где можно использовать умение передавать форму фигуры?
(при выполнении рисунков, поделок, конструировании и т. д.)
Прогнозирование:
- Кто уверен, что правильно нарисует фигуру? (+); сомневается? (-); не сможет?).
- Формулируя цель задания, составляя план действий, прогнозируя результат, мы с Вами прошли этап контроля и коррекции регулятивных УУД. СЛАЙД
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
Приём организации контроля и коррекции:
- сравнение с образцом;
Согласно мнению Д. Б. Эльконина, под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.
Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля.
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Работа с эталонами - это основа содержательной оценки учащегося. Научившись работать с эталонами такого вида, дети смогут выработать собственные.
Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.
- А теперь поработаем с «волшебными линеечками».
Оцените свою работу при помощи значка «х» по критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность).
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий – это заключительный компонент формирования регулятивных УУД.
Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.
Подведём итог по алгоритму.
Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождение всей темы.
Между тем наблюдения, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.
Формирование самоконтроля, как компонента регулятивных УУД, требует специальной педагогической работы.
Чтобы научить самооценке на начальном этапе, после ответа ребёнка, необходимо спрашивать его:
- Что нужно было сделать в этом задании?
- Какая была цель, что нужно было получить?
- Удалось ли получить результат?
- Найдено решение, ответ?
- Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?
- Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?
- Как ты оцениваешь свою работу?
Далее предлагается другим школьникам оценить ответ одноклассника, и только после этого может оценить выполнение задания сам. На эту подробную работу отводится примерно две недели. Далее ученики уже вполне самостоятельно могут оценить себя и своего товарища.
Давайте оценим эмоциональное состояние после совместной работы.
Рассмотренные приёмы формирования регулятивных УУД позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.