Бельченкова Марина Павловна
Формирование у старших дошкольников навыков экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у старших дошкольников навыков экспериментальной деятельности
1. Решаются следующие задачи: — дети учатся внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения; — включаются в решение познавательных задач и проблем непосредственного активного наблюдения не только за статичными объектами, но и за развитием живых объектов природы; — пробуждаю потребность в постановке вопросов в процессе наблюдения. Наблюдение — один из главных методов научного познания, я начала эту работу с организации восприятия. Моя задача заключается в том, чтобы развивать органы чувств детей, расширять круг чувственных представлений, воспитывать произвольное внимание и все виды памяти.
Публикация «Формирование у старших дошкольников навыков экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Сформированность наблюдательности как свойства личности — показатель умственного и творческого развития ребенка. 2. Приобщаю детей к исследовательской деятельности : формирую исследовательскую активность в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы. В процессе этой работы дети знакомятся с дальнейшими этапами исследования. Свою задачу я вижу в создании таких условий для обучения, которые должны способствовать развитию умения задавать вопросы исследовательского характера. С чего я начинаю? Организовываю серию познавательных игр: «Загадайкино», «Вопрошайка», «Угадайка», они учат выявлять главные признаки объекта, его функции, формируют умение давать полную характеристику предмету, определять его место в этом мире, развивают умение ставить вопросы с тем, чтобы угадать предмет. Понятно, сколь высока эффективность подобной работы, ведь игра — ведущая деятельность детей этого возраста. Более сложна для детей работа с «закрытыми» и «открытыми» вопросами — ее я применяю, изучая познавательные и художественные тексты. Одна из главных ситуаций, в которую ставлю ребенка, чтобы развивать у него умение ставить вопросы исследовательского характера, — проблемная. Опыт свидетельствует: наиболее эффективно процесс протекает в тех случаях, когда ребенок исследует именно такую ситуацию. На этом этапе очень важно научить выдвигать доказательства. Чтобы обучение стимулировало творческое развитие ребенка, важно озадачить его и включить в поисковую деятельность. Поэтому я говорю: для ответа на эти вопросы необходимо найти в научной литературе дополнительные сведения о том, как питаются эти животные. Вместе с родителями дети собирают сведения по вопросу.
Формы и методы организации педагогической деятельности. В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения. Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.
Основные методы: проблемный, беседа и целенаправленное наблюдение за экспериментальной деятельностью детей. Эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности : учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.
Методы стимуляции и мотивации:
• вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Хотела галка пить.»В какую ситуацию попала галка);
• вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
• метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»
Игровые методы: экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей. В работе использую разнообразные компоненты игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом (дидактические игры «Хорошо-плохо», «Найди пару», «Узнай по вкусу» и т. д ; игры с песком, водой, магнитами и магнитными буквами; цветной, копировальной бумагой, картоном и т. д. ; сюжетные игры «Ателье», «Путешествие по реке», «Строители», «Тонет – не тонет», «Хотела галка пить.» и т. д.
Практические:
Действия с лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов, опыты «Свойства воды», «Солнечные,зайчики,», «Мы фокусники» с магнитом и т. д.) позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности
Элементарный опыт– это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения.
Метод драматизации: когда ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, лаборанта или ученого.
Словесный метод обучения:
Рассказы воспитателя («Что можно сделать из бумаги?», «Для чего нужна глина?», чтение сказок «Цветик-семицветик;», «Двенадцать месяцев», «Как люди речку обидели» и т. д.)
Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
Рассказы детей (дети рассказывают, какой опыт они хотели бы провести, какой материал для этого понадобится, в какой последовательности они будут его проводить; делятся впечатлениями об увиденных природных явлениях; составляют небольшие рассказы о полученных результатах, и т. д.) Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
Беседы («Вода в жизни обитателей земли», «Как человек использует свойства дерева», «Почему люди болеют?» и т. д.)
Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности использую наблюдения разного вида:
• схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.
• распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (опыты «Горит - не горит», «Какого цвета вода?», «Плавает или тонет» и т. д.)
• за изменением и преобразованием объектов (лед–вода, вода –пар, семечко –росток и т. д.)
Структура проведения занятий экспериментирований :
Постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи).
Целеполагание (что нужно сделать).
Выдвижение предложений (гипотез, (как, с помощью чего, что получилось).
Проверка гипотез (отбор нужных средств, реализация в действии).
Подтвердилась Не подтвердилась
Возникновение новой гипотезы (предположения).
Реализация в действии.
Подтвердилась.
Формулирование выводов (как получилось).
Фиксация результатов.
Вопросы детей.
На занятиях использую следующие формы организации учебной деятельности : индивидуальная (работа с раздаточными карточками, лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы, фронтальная (беседа, подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).