семенова татьяна
Конспект квест-игры по опытно-экспериментальной деятельности «Поможем старику Хоттабычу» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Квест – игры
по опытно – экспериментальной деятельности
для старших дошкольников
Тема: «Поможем старику Хоттабычу»
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие художественно-эстетическое развитие.
Автор:
Воспитатель Семенова Татьяна Викторовна
2019 г.
Публикация «Конспект квест-игры по опытно-экспериментальной деятельности „Поможем старику Хоттабычу“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Тема: «Поможем старику Хоттабычу» Возраст: старшая группа (5-6 лет).
Вид деятельности : Квест – игра Тип : Занятие – эксперимент. Форма: фронтальная.
Цель: развивать познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста через эспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Формировать новые и закреплять знания о предметах и явлениях окружающего мира.
2. Дать представление о свойствах воды в различных ёё состояниях. «Вода жидкая, прозрачная, бесцветная, обладает склеивающим эффектом. Вода в холоде превращается в холодный твёрдый скользкий лёд, который тает от воздействия тепла»; 3. Показать на опытах, что: магнит притягивает металлические предметы, при этом вода и стекло не препятствуют силе магнита; лёд тает в горячей воде, бумага при намокании склеивается; вода принимает цвет подмешанного в неё красителя, а цвета, смешиваясь, образуют новые оттенки;
Развивающие: развивать у дошкольников познавательную активность, умение анализировать полученные результаты.
Воспитательные:
Формировать навыки взаимодействия со сверстниками; воспитывать доброжелательное отношение к сверсникам.
Предварительная работа: - Эксперементирование с водой «Свойства воды», и с магнитом. Просмотр звукового диафильма «Старик Хоттабыч» по одноимённому произведению Лазаря Лагина; - Чтение волшебных сказок народных и авторских, просмотр мультфильмов и диафильмов по мотивам сказок, загадывание загадок по сказкам; - Разучивание танца «Разноцветная игра». (Сл. Рубальская Л., муз. Савельев Б.
Словарная работа: Магнит, магнитная сила, примагничивать, склеивающий эффект, намокание, замерзание, таяние, бесцветная, прозрачная; растворимое вещество, кипячение, слои; несмешиваемые жидкости (вещества).
Методы и приемы: - Проблемно – поисковый (проблемная ситуация «нужно починить волшебные предметы», выдвижение гипотез по способам решения проблемы, опытная деятельность, подведение итогов) - Наглядные (наблюдение за объектом исследования, просмотр видеороликов с Хоттабычем, рассматривание слайдов презентации «Загадки про волшебные предметы»); - Словесные (вопросы «Что будет?», «Что получится?», «Что нужно сделать?», «Что произошло?», «Почему так получилось?», «Как можно это объяснить?», беседа с элементами дискуссии, использование стихов, загадок); - Практические (экспериментальная деятельность, танец).
Оборудование и материал: - Для опытов : высокая прямая ёмкость с водой, на дне которой скрепка с записко, стакан с водой, кисть, термос с горячей водой, ёмкость с «кристаллами», замороженными в кубиках льда, таз и сито, 4 пустых стакана, 3 стакана с чистой водой, гуашь красная, синяя и жёлтая, кисть, салфетки бумажные и влажные, - Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация PowerPoint «Загадки про волшебные предметы», видеоролики с Хоттабычем, музыкальное сопровождение для танца, эстафет.
Ход квест – игры.
Дети играю и рассматривают предметы через лупу.
Вдруг появляется солнечный зайчик и дети идут вслед за ним и приходят к песочнице.
- ребята, посмотрите что это?
(дети откапывают кувшин)-
- как вы думаете, что это за кувшин и кому он принадлежит?
_ а посмотрите тут что то лежит, так это какое то письмо. (на обратной стороне картинка старика хоттабыча)
-тут что то написано!
«дорогие мои, у меня случилась беда – все мои волшебные предметы вышли из строя. Помогите мне их починить!»
-Ну что ребята. поможем старику Хоттабычу?
Чтобы выполнить первое задание старика Хоттабыча нужно отгадать загадку.
1. летит по небу без забот, не вертолет, не самолет: не управляет им пилот, а он всегда летит вперед. (ковер- самолет)
Дети подходят к столу, где картинка ковер- самолет.
(читаем задание от хоттабыча)
1.»Мой ковер-самолет порвался в клочки, когда я зацепился за большую скалу, пожалуйста почините его.»
- что нам нужно сделать? (починить)
- а как мы его починим? (ответы детей)
- я слушала ребята, что вода обладает склеивающим эффектом и если намочить бумагу то она склеится.
- давайте попробуем.
- что произошло?
-почему так получилось?
Молодцы первое задание выполнили.
Чтобы выполнить следующее задание, отгадайте загадку :
2. дом огромный изо льда, в нем живу совсем одна. Заморожу, застужу, никого не пощажу. Я совсем не нежная, королева (снежная).
дети подходят к столу, где картинка королевы.
(читаем задание от Хоттабыча)
2. Ребята, снежная королева, заморозила все мои волшебные кристаллы,помогите мне достать их изо льда.
И правда ребята все кристаллики попали в ледяной плен.
Как можно достать кристаллы из кубиков льда (ответы детей)
А, если не разбивая и не согревая лед в ладошках?
Каким еще способом можно достать кристаллы?
Что из имеющего на столе поможет растопить льдинки? (термос с горячей водой)
Что произошло с водой? как вы сможете это объяснить?
Почему так получилось?
Правильно, лёд – это та же вода. В холоде вода замерзает, превращается в лёд. От тепла лёд тает, а от горячей воды таяние происходит быстрее. Горячая вода согрела лёд, и он вновь стал водой, а наши кристаллы освободились. Посмотрите, какие они красивые! Какими их ещё можно назвать? (разноцветные, яркие)
А помните весёлую игру с разноцветными стекляшками?
Давайте исполним этот танец.
Молодцы, ребята и еще одно задание выполнили.
Слушаем следующую загадку.
3. дождик к солнцу в гости шел.
Мост на небе он возвел.
Только солнце повстречал-
Разноцветным мостик стал. (радуга)
Дети подходят к столу где картинка радуги.
3.»ой. беда! Совсем старый стал! Зелье волшебное готовить разучился!»
Зелье должно быть всех цветов радуги.
Да нечего и этой беде мы поможем, правда ребята.
Давайте посмотрим какие цвета есть на радуге?
Значит будем готовить волшебное зелье. я буду загадывать загадки, я вы будете делать зелье нужного цвета.
- посмотрите, что у нас в стакане? (вода)
А вы определили, что это вода? (прозрачная, нет запаха, нет вкуса)
Правильно, вода не имеет своего цвета.
А теперь мы будем изготавливать зелье нужного цвета.
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке.
(желтый)
Что произошло (вода стала желтой, изменила цвет)
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет.
(красный)
Что прозошло? (вода стала красной, изменила цвет)
Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом.
(синий)
Что произошло? (вода стала синей, изменила цвет)
Ребята, что произошло с водой при добавлении в неё разные цвета? Почему так получилось?
Правильно, она окрасилась. гуашь растворима в воде, а так как вода сама не имеет цвета (прозрачная, то она приняла тот цвет, который вы в неё подмешали.
Каждый апельсин им полон,
Веселей с ним даже клоун,
Он повсюду, на лисе,
И на белке в колесе.
(оранжевый)
Но у нас нет оранжевого цвета, что нужно сделать?
Соединить красную и желтую краски. (открываем карточку смешивания цветов)
Что получилось?
Почему так получилось?
Увидав его под глазом,
Драчуна жалеют сразу,
А вот баклажан и слива
С ним довольны и счастливы
(фиолетовый)
Но у нас этого цвета. Что нужно сделать? (соединить красный и синий цвет)-открываем карточку смешивания цветов)
Что получилось?
Почему так получилось?.
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести.
(зеленый)
Но у нас опять нет этого цвета, что нужно сделать? (соединить желтую и синюю краску0)
Что получилось?
Почему так получилось?
Есть он в кофе, в чечевице,
В медвежонке и корице,
В шоколаде тоже есть –
Без него его не съесть.
(коричневый)
Нужного цвета нет, что делать?
(соединить красную и зеленую)
Что получилось и почему так получилось?
вот мы с вами и изготовили зелье для старика Хоттабыча.
Ребята а как мы с вами получили те цвета, которых у нас не было?
Вода изменила цвет, потому что при смешивании красок мы получаем новые цвета.
4. «друзья мои отправляйтесь к скатерти –самобранке»
Ребята посмотрите здесь какой то сундук. может посмотрим что там внутри. (никак не открыть на сундуке замок)
Как же нам его открыть (ключом)
Но ключ смотрите упал в воду. Как же нам его достать, не замочив руки?
Посмотрите на стол может найдется какой нибудь предмет с помощью которого можно достать ключ (магнит)
Ребенок подносит магнит к сосуду с водой и достает ключ.
Ребята как мы смогли достать ключ и почему так получилось?
Магнитная сила подействовала на ключ даже через воду и стекло.
А из чего сделан ключ? (из металла)
Что произошло с ключом и магнитом? (они примагнитились)
Вот мы и открыли сундук и в нем какое то послание от старика хоттабыча.
5. Дорогие мои ребята. Расскажите мне пожалуйста как вам удалось со всем справиться?
1. как удалось починить ковер- самолет? (с помощью воды намочить края, так вода обладает склеивающим эффектом)
2. как вы освободили кристалы (растопили лед с помощью горячей воды)
3. как сварили зелье? (путем смешивания красок)
6. Алмазы моей души! Я от всей души благодарю вас, а моя скатерть самобранка шлёт вам свое скромное угощение.