Елена Майорова
Формирование навыков сотрудничества у старших дошкольников посредством квест-технологий
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями. В их основе лежит активизация детей и включение в непосредственное участие в образовательный процесс детского сада их родителей. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. К таким формам организации образовательной деятельности относятся: интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование и многое другое. Все эти формы могут существовать как отдельно взятые элементы, а могут сочетаться между собой и варьироваться педагогом при планировании того или иного вида детской деятельности или совместного мероприятия с родителями и детьми. Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии.
Публикация «Формирование навыков сотрудничества у старших дошкольников посредством квест-технологий» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Проводя диагностику в старшей логопедической группе пришла к выводу, что дети 5 лет не умеют участвовать в обсуждении, слышать и слушать друг друга, разумно и доброжелательно возражать взрослым, не умеют отстаивать свою позицию. Поэтому взаимоотношения среди детей не всегда складываются легко и гармонично. А в логопедической группе это очень важно с точки зрения межличностных отношений между воспитанниками, поскольку в группе есть значительное количество детей, которые занимают лидерские позиции среди детского коллектива.
Для меня важным стало научить детей общаться, играть как в настольные игры, так и в подвижные и в сюжетно-ролевые игры.
Кроме того, игра служит средством развития и самореализации детей с ОВЗ. Через игру дети усваивают социальные нормы и культурные ценности, образцы поведения, установки, поведения в быту, в игре проявляется их способность к творчеству. Все это говорит о том, что ребенок, играя, включается в процесс социализации.
Считаю, что квест-игры – это одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Что же такое «квест»? Квест – это игра, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и прохождения к следующей станции.
Квест – это игровая форма, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, причем мотивация у ребенка сохраняется на протяжении всей игры.
Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Квест - технология направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
• образовательные- участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
• развивающие – в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;
• воспитательные – формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие.
Так же детские квесты помогают реализовать и коррекционно-развивающие задачи, что очень важно при работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи:
• развитие тонкой и общей моторики, тактильных ощущений;
• развитие слухового и зрительного внимания, памяти;
• автоматизация поставленных звуков в свободной речи;
• развитие фонематического слуха;
• развитие умения ориентироваться в пространстве;
• совершенствование грамматического строя речи;
• развитие связной речи;
• создание положительного эмоционального настроя.
Работая в логопедической группе данное направление выбрано в связи с тем, что дети с нарушениями речи отличаются от своих сверстников в физическом и нервно-психическом развитии. Таким детям свойственны неустойчивость и истощаемость психических процессов. Поэтому коррекционная работа в логопедической группе предполагает не только исправление речевых расстройств, но и личности детей в целом в игровой форме.
В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую необходимо ставить перед собой это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности. А также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.
На начальном этапе работы по данному направлению изучила литературу, интернет-ресурсы, опыт других педагогов по использованию квест – технологий в работе с детьми с ТНР, пришла к выводу, что во время проведения квест-игры дети получают большой эмоциональный заряд, становятся более раскрепощенными в общении, повышается их познавательно-речевая активность, они учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива.
Квест – игры использую в своей практике уже в течение двух лет при работе с детьми и их родителями в старшей и подготовительной к школе логопедических группах.
На этом же этапе, изучив потребности воспитанников, мною был разработан перспективный план на два учебных года, в котором были прописаны темы, задачи и время проведения квестов с периодичностью 1 раз в квартал. Таким образом, за один учебный год квесты проводились 4 раза по разным тематикам. Это и приключенческие игры, и игры – эксперименты, и в виде соревнований.
Провожу квесты как в помещении детского сада, когда участники перемещаются из физкультурного зала в музыкальный, затем в медицинский кабинет и т. д., так и на прогулочном участке.
При организации квеста обязательно соблюдаем следующие условия:
• Вопросы и задания должны соответствовать возрасту детей.
• Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, если ребёнок стесняется, нельзя его заставлять что-либо делать.
• Всегда участники квеста должны знать к чему они стремятся.
• Все задания должны быть чётко продуманы по времени, которое так же соответствует возрасту.
• И всегда необходимо соблюдать принцип безопасности детей. Например, не следует предлагать детям такие задания, как забраться высоко по лестнице, спрыгнуть с дерева…
Квесты проводим как между группами детского сада, тогда лидер в каждой команде будет воспитатель, так и внутри одной группы, разделив детей на 2-3 команды, тогда лидером команды становится один из детей. Дети так же могут быть и организаторами квеста, проводя его для детей более младшего возраста.
Родители являются так же активными участниками и организаторами квестов, а это является одной из главных задач, которая прописана в законе РФ «Об образовании» и ФГОС ДО.
На основе изучения материалов педагогов - практиков квест выстраиваю по определённой модели (алгоритму действий) :
1. Мотивационный момент – это может быть игровой замысел, проблемная ситуация.
2. Квестовая часть :
• обговаривание правил;
• выбор лидера – наставника;
• задания – подсказки.
3. Подведение итогов, вручение подарков.
Обязательно пишу предварительно сценарий квеста, продумаю игровой замысел, легенду, которая была бы понятна детям. Так как квест - технология может быть использована в образовательном процессе, то содержание игры зависит от целевой направленности и задач образовательной программы. Квест может быть создан для получения новых знаний, обобщения имеющихся сведений, применения знаний на практике.
Первый квест провели летом во время прогулки. Ребята были настоящими героями приключенческой истории, собирая за каждое испытание картинку или фотографию об уходящем лете. И на финише ребята создали красочный фотоальбом на память о лете и о первом квесте. В конце осени, просматривая летний фотоальбом, ребята вспоминали самые интересные моменты, делились впечатлениями, и вновь захотели еще раз побывать в роли кладоискателей. Так появился еще один квест «Путешествие на Северный полюс». Это была приключенческая игра, где необходимо было выполнять различные задания, получая подсказки, для продвижения к цели. На протяжении всей игры детей ждали встречи с различными героями. Для этого была организована соответствующая предметно-развивающая среда. С успехом преодолевая каждое испытание, дети двигались к цели, проявляя находчивость, смекалку, сообразительность, активно взаимодействовали друг с другом и взрослыми. Дошколята отлично справились с финальным испытанием, проявляя взаимодействие в команде и взаимовыручку.
С применением данной технологии у меня появилась еще одна возможность дать каждому ребенку почувствовать себя успешным, раскрыть его способности, таланты и в то же время это помогло сплочению детского коллектива. Ребята в моей группе стали чаще замечать достижения других воспитанников, при выборе игры могут бесконфликтно распределить роли.
Главное преимущество квест-технологии в том, что такая форма организации образовательной деятельности помогает педагогам строить свою работу в соответствии с принципами и задачами ФГОС ДО.