МААМ-картинки

Формирование у детей второй младшей группы познавательного интереса к экспериментальной деятельности

Иззатова Гюнель Фаиговна
Формирование у детей второй младшей группы познавательного интереса к экспериментальной деятельности

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в рамках образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, которое может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка).

Публикация «Формирование у детей второй младшей группы познавательного интереса к экспериментальной деятельности» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленными в виде ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, мы видим следующие:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Таким образом, формирование исследовательских умений дошкольников – одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов и федеральной образовательной программы.

Слайд 3

Фото

Слайд 4

У дошкольников выделяют два основных вида исследовательской деятельности.

Слайд 5

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Он является субъектом, самостоятельно строящим свою деятельность : ставит цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы.

Слайд 6

Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Слайд 7

Экспериментирование – идеальный метод при формировании основ естественно-научных и экологических понятий. Знания, полученные на практике, всегда осознанные и прочные, чем те, которые можно получить из книг. В ходе эксперимента дети получаю возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем.

Слайд 8

Фото

Слайд 9

Кроме того, исследовательская деятельность строится на сенсорном опыте детей, где с помощью воспитателя дети пытаются делать свои первый выводы, например: камушек ровный и гладкий. На первый взгляд действия выполняемые детьми могут показаться примитивными, но они имеют исключительное значение для интеллектуального развития ребенка. Благодаря этим действиям, ребенок уже способен познавать свойства окружающего предметного мира (твердый – мягкий, легкий – тяжелый, и т. д.)дети узнают, предмет не может обладать одновременно взаимоисключающими свойствами (например, песок не может быть одновременно сухим и мокрым).

Слайд 10

Экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании собственную картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.

Главное преимущество метода экспериментирования в детском саду :

1. Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта

2. Обогащение памяти ребенка, активизация мыслительных процессов

3. Развитие речи (формулирование закономерностей и выводов)

Слайд 11

Мы знаем, что познавательно-исследовательская деятельность – это сознательная деятельность, направленная на изучение окружающей среды с помощью восприятия, мышления, памяти, внимания, речи.

Ребенок настроен на познание окружающего мира. Поэтому эксперимент должен соответствовать следующим критериям:

1) Оборудования на каждого ребенка

2) Максимальная простота инструкции в соответствий с возрастом

3) Наличие безопасности опыта

Слайд 12

Фото оборудования

Слайд 13

В ходе экспериментирования дети учатся :

1. Правильно ставить вопрос

2. Уметь доказывать

3. Делать выводы

4. Высказывать свою точку зрения

5. Обобщать

Слайд 14

Примерный перспективный план экспериментальной деятельности в группе младшего дошкольного возраста

«Есть ли у воды вкус?»; «Какого цвета вода?»; «Овощи и фрукты»; «Сухой и мокрый песок».

«Какие предметы держатся на воде?»; «Камни»; «Солнечный зайчик»; «Что в коробке?».

«Легкий – тяжелый»; «Волшебная кисточка»; «Как вода гулять отправилась»; «Рыбалка».

«Тонет – не тонет», «Лед и снег»; «Тает льдинка»; «Свойства снега».

«Свойства снега»; «Изготовление цветных льдинок»; «Экспериментирование со снегом».

«Экспериментирование с песком»; «Экспериментирование со снегом»; «Солнце в феврале»; «Музыка или шум?».

«Бумага, ее качества и свойства»; «Куда бегут ручейки?»; «Куда делась лужица?»; «Что звучит?».

«Температура предметов на солнце и в тени»; «Свойства воды»; «Уголь и мел»; «Нагревание воды».

• Древесина, ее качества и свойства», «Ткань, ее качества и свойства»; «Свойства песка»; «Свойства глины».

Слайд 15

Фото

Слайд 16

Познавательная деятельность воспринимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, так и поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Во время экспериментальной деятельности детям дается возможность проявить самостоятельность, ответственность, осуществить коллективную самостоятельную деятельность.

Слайд 17

Следует отметить, что используя метод экспериментирования дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; происходит обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительный процесс, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации; развивается речь ребенка из-за необходимости дать отсчет об увиденном и услышанном, высказать свое мнение, сделать вывод; накапливаются различные умственные умения; формируется самостоятельность и ответственность. Чем раньше привить любовь к природе, расширять знания об окружающем мире, тем качественнее будут протекать такие психические процессы у детей, как воображение, память, внимание, восприятие, мышление.

Поэтому я планирую продолжать развивать у детей интерес, любознательность и познавательную активность в процессе экспериментирования.

Дети взрослеют очень быстро, легко адаптироваться в социальной среде, самостоятельно находить верные решения, они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.

И как сказал В. А. Сухомлинский, «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности. ФотоотчетРазвитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности. Фотоотчет На занятиях мы знакомились с количеством и счётом. В активный словарь ввели термины «сколько», «который по счёту», «больше», «меньше»,.

Конспект занятия по развитию интереса старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности «Посев семян пшеницы»Конспект занятия по развитию интереса старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности «Посев семян пшеницы» «Развитие познавательного интереса старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность «Посев семян пшеницы». Воспитатель:.

Фотоотчёт по экспериментальной деятельности «Наш любимый песок» во второй младшей группеФотоотчёт по экспериментальной деятельности «Наш любимый песок» во второй младшей группе Детство – это радостная пора открытий. М. Монтессори отмечала: «Если наблюдать за трёхлетним ребёнком, можно увидеть, что играет он всегда.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Отчет по самообразованию «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей второй младшей группы» Актуальность заявленной темы. В связи с прогрессирующим развитием человечества появились и появляются новые и новые требования к знаниям.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей второй младшей группы познавательного интереса к экспериментальной деятельности
Опубликовано: 11 июня 2024 в 23:22
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у детей второй младшей группы познавательного интереса к экспериментальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Иззатова Гюнель Фаиговна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД