Иззатова Гюнель Фаиговна
Формирование у детей второй младшей группы познавательного интереса к экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в рамках образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, которое может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка).
Публикация «Формирование у детей второй младшей группы познавательного интереса к экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленными в виде ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, мы видим следующие:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Таким образом, формирование исследовательских умений дошкольников – одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов и федеральной образовательной программы.
Слайд 3
Фото
Слайд 4
У дошкольников выделяют два основных вида исследовательской деятельности.
Слайд 5
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Он является субъектом, самостоятельно строящим свою деятельность : ставит цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы.
Слайд 6
Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Слайд 7
Экспериментирование – идеальный метод при формировании основ естественно-научных и экологических понятий. Знания, полученные на практике, всегда осознанные и прочные, чем те, которые можно получить из книг. В ходе эксперимента дети получаю возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем.
Слайд 8
Фото
Слайд 9
Кроме того, исследовательская деятельность строится на сенсорном опыте детей, где с помощью воспитателя дети пытаются делать свои первый выводы, например: камушек ровный и гладкий. На первый взгляд действия выполняемые детьми могут показаться примитивными, но они имеют исключительное значение для интеллектуального развития ребенка. Благодаря этим действиям, ребенок уже способен познавать свойства окружающего предметного мира (твердый – мягкий, легкий – тяжелый, и т. д.)дети узнают, предмет не может обладать одновременно взаимоисключающими свойствами (например, песок не может быть одновременно сухим и мокрым).
Слайд 10
Экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании собственную картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.
Главное преимущество метода экспериментирования в детском саду :
1. Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта
2. Обогащение памяти ребенка, активизация мыслительных процессов
3. Развитие речи (формулирование закономерностей и выводов)
Слайд 11
Мы знаем, что познавательно-исследовательская деятельность – это сознательная деятельность, направленная на изучение окружающей среды с помощью восприятия, мышления, памяти, внимания, речи.
Ребенок настроен на познание окружающего мира. Поэтому эксперимент должен соответствовать следующим критериям:
1) Оборудования на каждого ребенка
2) Максимальная простота инструкции в соответствий с возрастом
3) Наличие безопасности опыта
Слайд 12
Фото оборудования
Слайд 13
В ходе экспериментирования дети учатся :
1. Правильно ставить вопрос
2. Уметь доказывать
3. Делать выводы
4. Высказывать свою точку зрения
5. Обобщать
Слайд 14
Примерный перспективный план экспериментальной деятельности в группе младшего дошкольного возраста
• «Есть ли у воды вкус?»; «Какого цвета вода?»; «Овощи и фрукты»; «Сухой и мокрый песок».
• «Какие предметы держатся на воде?»; «Камни»; «Солнечный зайчик»; «Что в коробке?».
• «Легкий – тяжелый»; «Волшебная кисточка»; «Как вода гулять отправилась»; «Рыбалка».
• «Тонет – не тонет», «Лед и снег»; «Тает льдинка»; «Свойства снега».
• «Свойства снега»; «Изготовление цветных льдинок»; «Экспериментирование со снегом».
• «Экспериментирование с песком»; «Экспериментирование со снегом»; «Солнце в феврале»; «Музыка или шум?».
• «Бумага, ее качества и свойства»; «Куда бегут ручейки?»; «Куда делась лужица?»; «Что звучит?».
• «Температура предметов на солнце и в тени»; «Свойства воды»; «Уголь и мел»; «Нагревание воды».
• Древесина, ее качества и свойства», «Ткань, ее качества и свойства»; «Свойства песка»; «Свойства глины».
Слайд 15
Фото
Слайд 16
Познавательная деятельность воспринимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, так и поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Во время экспериментальной деятельности детям дается возможность проявить самостоятельность, ответственность, осуществить коллективную самостоятельную деятельность.
Слайд 17
Следует отметить, что используя метод экспериментирования дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; происходит обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительный процесс, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации; развивается речь ребенка из-за необходимости дать отсчет об увиденном и услышанном, высказать свое мнение, сделать вывод; накапливаются различные умственные умения; формируется самостоятельность и ответственность. Чем раньше привить любовь к природе, расширять знания об окружающем мире, тем качественнее будут протекать такие психические процессы у детей, как воображение, память, внимание, восприятие, мышление.
Поэтому я планирую продолжать развивать у детей интерес, любознательность и познавательную активность в процессе экспериментирования.
Дети взрослеют очень быстро, легко адаптироваться в социальной среде, самостоятельно находить верные решения, они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.
И как сказал В. А. Сухомлинский, «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».