Татьяна Гаевая
Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения передавать эмоции при рисовании портрета
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения передавать эмоции при рисовании портрета
Гаевая Татьяна Викторовна,
Воспитатель
МБОУ СШ №54, г. Архангельск
Аннотация
Статья посвящена особенностям и этапам формирования у детей дошкольного возраста умения передавать эмоции в портретном рисунке (поясной портрет). В статье описано, что у детей старшего дошкольного возраста умение передавать эмоции в портретном рисунке будет сформировано, если:
Темочки:
- Портрет. Портретная живопись, рисование
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
рисование ребёнком портрета рассматривается педагогом как процесс, направленный на обучение детей распознавать эмоциональные состояния и чувства, характеризующие образ человека по мимическим чертам и передавать их в своём рисунке;
педагогический процесс формирования умения передавать эмоции при рисовании портрета строится поэтапно : а) дети распознают эмоции, б) моделируют их, в) овладевают средствами графического воплощения эмоционального образа; г) рисуют;
для каждого этапа используется соответствующий психологическим и возрастным особенностям комплекс приёмов.
Данный комплекс рекомендован к применению педагогам ДОО, методистам.
Ключевые слова: формирование, умение передавать эмоции, рисование портрета.
Keywords : formation, the ability to convey emotions, drawing a portrait.
Развитие личности, способной к восприятию эмоциональных проявлений других людей обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Одним из ведущих приоритетов дошкольного образования является создание условий для эмоционально-нравственного воспитания детей. Распознавание и описывание эмоций, выражение своего эмоционального состояния является огромным шагом в нормальное, эмоциональное, психическое, умственное и физическое развитие ребенка.
Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев подчеркивают, что недостаточная сформированность эмоционального развития у детей, порождает внутриличностные проблемы и проблемы в общении с окружающими. Если эмоциональное развитие не будет сформировано в этот период, вся личность ребенка может стать ущербной и впоследствии восполнить пробел окажется чрезвычайно трудным.
В ходе теоретического анализа работ Т. С. Комаровой, Г. В. Лабунской, Т. Г. Казаковой нами подтверждено, что одним из направлений для решения данной проблемы, является рисование, так как для детей этот вид деятельности самый близкий, занимательный и прекрасный способ выразить свои чувства.
В. Вундт и Н. Я. Грот установили, что дети старшего дошкольного возраста плохо распознают собственные эмоции и эмоции других людей, поэтому им трудно отобразить эмоциональную сторону героев в портретном рисунке.
Несмотря на теоретическую разработанность проблемы формирования у дошкольников умения передавать в рисунке эмоционально-выразительные образы людей, ее реализация в образовательной практике дошкольных организаций вызывает определенные трудности. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои эмоциональные чувства, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. По данным П. Я. Гальперина увеличился процент детей, которые не могут выражать свое эмоциональное состояние, так как
они еще не овладели эмоциями и не знают, как их выразить;
не всегда точно умеют считывать эмоции с объекта или картинки ввиду отсутствия соответствующего опыта;
не знают, как и не умеют передавать эмоции в картинке.
Трудности возникают и в практической деятельности воспитателей. Согласно ФГОС ДО п. 1.6 требуется «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Приведённый теоретический анализ публикаций, документов, наблюдение практики показал, что:
недостаточно методических разработок, направленных на формирование у детей дошкольного возраста умений передавать эмоции в рисунке;
не выделены и не охарактеризованы соответствующие организационные условия;
формирование у детей дошкольного возраста умений передавать эмоции в рисунке не является приоритетной задачей педагога, поэтому он не считает нужным совершенствоваться в этом направлении;
не владеет и не стремится овладеть соответствующими компетенциями (художественно-изобразительными, методическими).
Формирование у детей эмоционально-выразительного образа человека в рисовании рассматриваем не только в аспекте задач развития детского изобразительного творчества, но и в аспекте проблемы обогащения эмоциональной сферы и социального опыта детей. Специфика и этапы формирования у детей дошкольного возраста умений передавать эмоции в портретном рисунке послужили основой для отбора и систематизации соответствующих приёмов.
На основе особенностей обучения детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета и этапов формирования у детей дошкольного возраста соответствующих умений, были отобраны и систематизированы приёмы формирования у детей старшего дошкольного возраста умений передавать эмоции в портретном рисунке.
Цель системы приёмов – содействовать формированию у старших дошкольников умений изображать в своих рисунках эмоционально-выразительные образы людей.
Для того чтобы дошкольники владели культурными формами выражения эмоций, чтобы увидеть, как разнообразен и богат их эмоциональный мир, нами была разработана система приемов.
С помощью системы приемов педагог знакомит детей с различными способами передачи эмоций в рисунке, обучает технике их передачи.
Приемы работы с детьми нужно систематизировать с опорой на этапы и особенности обучения детей дошкольного возраста. Каждый этап нашей работы преследовал свою задачу, а выбор приемов был направлен на учет особенностей детей. Исходя из анализа особенностей, были выделены три группы приемов: распознавание эмоциональных состояний и чувств человека по их характерным мимическим чертам, их моделирование и овладение средствами графического воплощения эмоционального образа. Полученные приёмы отражены в таблице 1.
Таблица 1
Особенности, этапы и приёмы формирования у детей старшего дошкольного возраста умения передавать эмоции в портретном рисунке
Этапы Распознавание эмоциональных состояний и чувств человека по их характерным мимическим чертам Моделирование эмоций
Овладение средствами графического воплощения образа в портрете
Задача этапа научить распознавать эмоции человека научить моделировать эмоциональные состояния человека с опорой на контекст предложенного воспитателем текста помочь овладеть средствами графического воплощения эмоционального образа
Особенности Приёмы формирования у детей старшего дошкольного возраста умения передавать эмоции в портретном рисунке
Наращивание опыта задания на распознавание эмоциональных состояний людей на картинках, с опорой на текст известного рассказа. сказки задания на моделирование эмоциональных состояний в процессе осмысления текстового материала задания на овладение средствами графического воплощения эмоционального состояния человека
Диктантный способ руководства
1. Расскажите, поделитесь;
2. Определите эмоцию (словом);
3. Опишите глаза;
4. Опишите рот
1. Выберите модель «Глаза»,
2. Выберите модель «Рот»,
3. Выберите модель «Брови»
4. Расположите выбранные модели на
лице персонажа
1. Рисуем штрихи
2. Изображаем глаза
3. Изображаем брови
4. Изображаем рот
5. Рисуем лицо
Привлечение внимания детей Методы и приёмы управления вниманием детей
Игровая деятельность Игры: «Что будет, если я…». «Определи, что чувствует персонаж» и др. Покажи эмоции (Мальвины, Буратино, Карабаса-Барабаса и т. д.) Исправь ошибки художника
Данная система приёмов была внедрена в образовательный процесс детей-дошкольников.
Организация обучения представляла собой цепочку последовательных этапов:
распознавание эмоциональных состояний и чувств человека по их характерным мимическим чертам;
моделирование эмоций;
овладение средствами графического воплощения образа в портрете.
Каждый этап содержит свой комплекс приемов, который обеспечивает овладение детьми приемов передачи в рисунке эмоциональных состояний у людей.
Итог работы: разработанный и использованный нами комплекс приемов обучения детей дошкольного возраста способам передачи эмоционального состояния посредством портретного рисунка дали положительный результат. Данный метод поэтапной работы показал, что дети, таким образом знакомясь с эмоциями, научаются их распознавать и применять в жизни.
Исследование показало, что разработанный комплекс приемов является доступным, интересным и эффективным, как для педагога, так и для воспитанников.