Кондратьева Татьяна
Формирование у детей средней группы представлений о геометрических фигурах посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с геометрическими фигурами, у ребенка начинается с младенческого возраста. Геометрические фигуры следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. Формирование представлений о геометрических фигурах в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка.
Публикация «Формирование у детей средней группы представлений о геометрических фигурах посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
К среднему дошкольному возрасту многие дети правильно показывают форму предметов, имеющих форму круга, прямоугольника и т. д. Однако уровень обобщения понятий еще невысок: дети могут не узнавать знакомую им форму предмета, если сам предмет не встречался в их опыте. Ребенка приводят в замешательство непривычные соотношения сторон или углов фигур : иное, чем всегда, расположение на плоскости и даже очень большие или маленькие размеры фигур. Название фигур дети часто смешивают или заменяют их.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, которое выполняет важнейшую функцию подготовки детей к школе, к жизни. Образовательная программа дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО должна обеспечивать «познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)» [1]
А. М. Леушина, Т. В. Тарунтаева считают, что формирование у дошкольников математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками и приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.
М. Н. Перова считает, что главное место в жизни ребенка занимает игра. Это ведущая деятельность ребенка непременный спутник жизни, поскольку первоисточником знаний детей о действительности является ощущение, чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Ощущения дают необходимый материал для формирования представлений о форме предметов и о геометрических фигурах.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей дошкольного возраста, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно может отражаться на детской познавательной деятельности в процессе интеграции образовательных областей, режимных моментах, что является основополагающим принципом ФГОС ДО.
Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство детей с геометрическими фигурами и их разновидностями. Знание геометрических фигур и форм предметов представляет собой в известном смысле высший уровень знаний, поскольку в них сконцентрированы в отвлеченном виде наиболее общие свойства формы реальных предметов. Для полноценного развития геометрических представлений важно задействовать все основные формы восприятия : зрительное, тактильно и слуховое. Для этого можно использовать дидактические игры на плоскостное моделирование. Для освоения дошкольниками формы, размерных отношений разрабатывались познавательно-игровые пособия, ориентированные на обогащение опыта, интегрированного освоения дошкольниками представлений и умений. Яркими примерами являются пособия «Дары» Ф. Фребеля, «Доска-дюймовка» Е. И. Тихеевой, игры с лучинами и на плоскостное моделирование, серия игр «Кубики для всех», «Прозрачный квадрат», разнообразные конструкторы (например, «Лего» и др.).
А. В. Запорожец называл игру специфически детской деятельностью, а Л. С. Выгодский считал игру "девятым валом" в развитии ребенка (в игре он становится на голову выше себя). Он повторяет, что игра - ведущая деятельность дошкольника, забывая, что она именно поэтому ведущая, что в ней, как отмечал А. Н. Леонтьев, "развиваются новые психологические прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. Нет игры у дошкольника - нет интереса к учебе у школьника".
Игра и учеба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще Н. К. Крупской, что "школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организаторскую роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы". В качестве таковых и выступают дидактические игры. Эта своеобразная форма деятельности - учение в дидактической игре - появляется уже в дошкольном возрасте. К. Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда - не развлекающим.
Современные условия характеризуются гуманизацией познавательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, дидактические игры.
В связи с выше перечисленными фактами остро встает проблема: при каких условиях формирование у детей представлений о геометрических фигурах через дидактическую игру будет наиболее успешным?
Объектом исследования стал процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является влияние дидактических игр и упражнений на формирование представлений о геометрических фигурах у детей средней группы.
Целью данного исследования стало теоретическое обоснование и практическая проверка условий эффективности применения дидактических игр в процессе формирования представления о геометрических фигурах у детей средней группы.
Была выдвинута гипотеза: формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета будет происходить более эффективно, если:
• воспитатель будет организовывать дидактические игры в соответствии с уровнем сформированности у детей представлений о геометрических фигурах;
• дидактические игры будут включены в занятия по формированию элементарных математических представлений в свободной самостоятельной деятельности детей;
• с родителями будут проведены консультации по изготовлению дидактических игр с геометрическими фигурами в домашних условиях;
Для достижения цели и доказательства гипотезы в исследовании необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание и особенности представлений о геометрических фигурах у детей средней группы.
2. Определить значение дидактических игр и упражнений в математическом развитии детей 5 года жизни.
3. Обозначить условия организации дидактических игр по формированию у детей средней группы представлениях о геометрических фигурах.
4. Выявить уровень сформированности представлений о геометрических фигурах у детей средней группы МДОУ «Детский сад № 125.»
5. Разработать технологические карты занятий по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы.
6. Провести анализ опытной работы и разработать методические рекомендации для воспитателей по организации дидактических игр.
Методы исследования:
- анализ,
- синтез,
- индукция и дедукция,
- анализ педагогической и методической литературы,
- анализ понятийно – терминологической системы,
- наблюдение,
- диагностическая беседа,
- опытная работа,
- метод экспертных оценок,
- метод математической обработки информации,
- изучение и обобщение педагогического опыта.
Тип работы: опытно – практический
Ожидаемый результат:
- уровень сформированности представлений о геометрических фигурах у детей средней группы повысился.
- разработаны и реализованы технологические карты с включением дидактических игр по формированию представлений о геометрических фигурах у детей средней группы.
- разработана картотека дидактических игр по формированию геометрических фигурах у детей средней группы.
- представлены консультации для родителей по изготовлению дидактических игр в дошкольных условиях.
- разработаны методические рекомендации для воспитателей по организации дидактических игр.
Базой проведения исследования является средняя группа МБДОУ «Детский сад Яблонька № 125» г. Дзержинск.