Ирина Ошкина
Формирование у детей раннего возраста навыков одевания и раздевания
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей раннего возраста навыков одевания и раздевания играет важнейшую роль в охране их здоровья. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил последовательности одевания и раздевания стало для них естественным, а навыки совершенствовались.
Навыки самообслуживания у детей воспитываются с самого раннего возраста и напрямую влияют на самооценку ребенка, являются важным шагом на пути к его независимости. И нам необходимо решить такие задачи, как:
• формирование у детей навыков самообслуживания,
Публикация «Формирование у детей раннего возраста навыков одевания и раздевания» размещена в разделах
• учить приводить себя в порядок с помощью взрослого,
• обучать детей порядку одевания и раздевания,
• учить снимать и надевать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать многие задачи: расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Первые трудовые действия ребенка связаны с самообслуживанием. Как трудно малышу справляться с процессом одевания! И как упорно при этом он пытается проявить самостоятельность!
К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей, считая, что их чадо всё ещё маленькое или просто торопясь куда-либо. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках одевания и раздевания.
Своевременное освоение процессов одевания и раздевания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируется привычка к опрятности и аккуратности, что обеспечивает основы приобщения к здоровому образу жизни.
Благодаря образованию навыка сознание человека освобождается от необходимости контролировать выполнение отдельных движений, составляющих действие, и переключается на его цели и условия выполнения. Так, ребенок, овладевший навыком одевания, уже не задумывается над тем, как выполнить отдельные движения. Он может теперь следить за тем, чтобы правильно одеться и в определённой последовательности.
Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении. Если ребенок, повторяя действие, допускает ошибки, нужный навык не образуется. Приобретенные навыки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию. Поэтому важно с самого начала учить детей правильно выполнять действие.
При формировании навыков одевания и раздевания большое значение имеют повторяемость и постоянство требований, доброжелательный контроль со стороны воспитателя, его личный пример, а также пример детей, владеющих соответствующими навыками.
Развитие навыков по возрасту :
• 1 год – поднимает руку и ногу, когда его одевают или раздевают, по просьбе взрослого
• 1 г 2 мес – стягивает носки
• 1 г 6 мес – снимает ботинки, просовывает руки в рукава, а ноги в штанины (или вытаскивает)
• 1 г 8 мес – снимает или надевает шапку
• 1 г 10 мес – снимает расстёгнутое пальто, куртку
• 2 года – снимает расстёгнутые штанишки
• 2 г 6 мес – снимает рубашку, джемпер, платье, футболку, брюки; надевает обувь, носки, штаны
• 3 года – самостоятельно одевается, расстёгивает и застёгивает молнию и большие пуговицы
Если посмотреть на развитие навыков по возрасту и сравнить их с детьми данного возраста, то мы видим, что многие дети не умеют или не хотят самостоятельно одеваться или раздеваться. И наша задача состоит в том, чтобы сформировать навыки одевания и раздевания у детей раннего возраста.
Принимая ребенка в группу, я уточняю у родителей «Что ребенок умеет делать сам и какие он испытывает трудности?» :
• ребенок путается в последовательности одевания,
• сложность застегивания (шнурки, тугие пуговицы, сложные застежки на одежде,
• сложность определения, где передняя, а где задняя часть одежды,
• малыш путает парные вещи,
• ребенок засовывает обе ноги в одну штанину брюк или надевает их задом наперед,
• неприятная для малыша одежда,
• трудность определения лицевой и изнаночной стороны одежды.
Если у ребенка сформированы навыки самообслуживания, то нам остается только контролировать и закреплять правильность их выполнения.
А если нет? Не секрет, что детям легче дается раздевание, чем одевание. С этого мы и начнем.
Для начала я учу малыша снимать и надевать плавочки, шортики, для самостоятельного посещения туалета.
Овладея этим навыком, переходим к следующему – учимся надевать футболку или платье. Для обучения этому навыку я использую прием «рука в руке» :
- вместе с ребенком держим футболку за низ спинки
- надеваем через голову
- держа правой (левой) рукой за низ переда футболки, левой (правой) рукой ищем рукавчик, домик для ручки
После наступает самый сложный процесс – надевание (снятие) носочков и колготок. Для начала я сама одеваю ребенку носки на пальчики ног и учу, взяв за резинку, натянуть на пятку. Затем учимся надевать (снимать) носки (колготки, брюки) самостоятельно, так же используя прием «рука в руке».
При формировании навыков одевания и раздевания, прежде всего, я учу детей последовательно выполнять действия. Объясняю, с одновременным показом, что прежде, чем обуваться сандали надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть футболку, свитер, нужно сначала определить, где у них перед. Все это помогает детям быстрее овладеть необходимыми навыками одевания. Постепенно и ненавязчиво я перехожу от непосредственной помощи к напоминанию. Обучая детей навыкам самообслуживания, не забываем о таком эффективном приеме, как поощрение.
И очень важно помнить: всё, что ребенок может сделать сам - он делает сам!
Спасибо за внимание