Бадина Елена Алексеевна
Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
В данной статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. На основе примеров дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описание.
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Темочки
Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием взрослого, под влиянием впечатлений окружающего мира. Дети подготовительной группы, которые более осознанно начинают воспринимать все происходящее в мире и готовятся к прочному усвоению знаний в дальнейшем в школьном обучении [2, с. 52]. Осуществляя образовательную деятельность в дошкольном учреждении, воспитатели реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования, которая выдвигает определенные требования по основам безопасной жизнедеятельности детей. Обучая детей навыкам безопасности жизнедеятельности, решаются задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». В ней, наряду с традиционными задачами по охране и здоровью жизнедеятельности, выдвигаются требованию к сформированности у детей дошкольного возраста умений, необходимых в быту, социуме и на природе относительно безопасной жизнедеятельности [1, с. 32]. Детей дошкольного возраста отличает высокая двигательная активность, которая в зачастую может привести к травмоопасным ситуациям. Дошкольник имеет предрасположенность к несчастным случаям, а связано это, прежде всего с незрелостью коры головного мозга, быстрым истощением нервной системы, неспособностью правильно оценивать обстановку, недостатком знаний об источниках опасности. Именно поэтому важно создавать для детей дошкольного возраста условия по формированию безопасной жизнедеятельности. Большая роль в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста принадлежит игре- важнейшему виду деятельности, так как именно этот вид деятельности для детей дошкольного возраста является основным. Дети лучше понимают и усваивают определенные нормы играя, они воспринимают это как занимательный процесс, а не учение. Следовательно, сформировать опыт безопасного поведения у детей в быту посредством наиболее эффективно можно через дидактические игры [1, с. 29]. Дидактические игры помогут в решении следующих задач:
обогатить представления детей об основных источниках и видах опасностей в быту;
познакомить детей с простейшими способами безопасного поведения;
сформировать у них осторожное и осмотрительное отношение к опасным ситуациям; развивать у воспитанников интерес к правилам безопасного поведения [3, с. 55].
Еще советский педагог В. А. Сухомлинский говорил, что: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий в окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Формирование основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста во многом зависит от умений и профессионального мастерства воспитателя, от его знаний возрастной психологии, учета индивидуальных особенностей детей и умелого взаимодействия с детьми. Немаловажным является и правильная организация работы, а также верное применение методических приемов в работе с дошкольниками. Для формирования основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста существует ряд дидактических игр :
1. Телефон. Цель: познакомиться с номерами телефонов служб помощи. Содержание игры: детям предлагается определенный номер телефона, а им нужно по нему позвонить и вежливо попросить о помощи.
2. Исправим ошибки ребят! Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения и пожарной безопасности. Содержание игры: дети получают картинки, в которых другие ребята нарушают правила безопасности, их задача исправить ошибки.
3. Горит или не горит? Цель: уметь классифицировать предметы по признаку возгорания. Содержание игры: Дети получают различные предметы и определяют, опасен ли этот предмет или безопасен, как правильно им пользоваться.
4. Кому что нужно? Цель: сформировать представление детей о предметах, которыми пользуются в своей деятельности врачи, пожарные, полиция, учителя и др. Содержание игры: Детям предлагается определенная профессия, их задача назвать, какие предметы необходимы представителю этой профессии для работы
5. Запретим или разрешим? Цель: закрепить знания детей об основных требованиях безопасности и т. д. Содержание игры: Воспитатель детям рассказывает выдуманные истории про других детей, а дошкольники отвечают, согласны ли они с действиями ребят из истории.
6. В гостях у пожарника. Цель: закрепить знания о первичных средствах пожаротушения, описывать предмет, узнавать его по описанию. Содержание игры: детям организовывается виртуальная экскурсия в гости к пожарнику, где они должны продемонстрировать свои знания о пожаре.
7. Дорожные знаки. Цель: формирование у детей понимания и умелого применения дорожных знаков. Содержание игры: каждый ребенок получил задание нарисовать определенный дорожный знак, после чего другие дети должны рассказать все, что знают о каждом дорожном знаке. Часы безопасности
1. Задачи: систематизировать и закреплять знания детей о дорожном движении, дорожных знаках. Продолжать знакомить и закреплять знания детей о том, что есть знаки: 1) Предупреждающие 2) Запрещающие 3) Информационно-указательные. С помощью игровой информации дети должны осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения. Способы игры: играть в игру можно самим детям и с взрослыми. Игра предусматривает несколько вариантов игровой деятельности. Игра-лото дорожных знаков Чудесный мешочек Найди знак, о котором прослушал стих или загадку Оборудование и элементы к игре. Чудесный мешочек с деревянными дорожными знаками, стихами, загадками к ним мешочек с дорожными знаками для игры в лото деревянные карты — полоски с изображением дорожных предупреждающих и запрещающих знаков дополнительные стихи и загадки собранные в отдельный сборник Ожидаемый результат: с помощью игровой деятельности с детьми и применения воспитателем игрового, обучаемого пособия на занятиях по безопасности дети легче и быстрее выучат знаки и правила дорожного движения. С детьми также можно также обыграть различные ситуации, например «Если ребёнок потерялся на улице», «У меня потерялся щенок», где главными действующими лицами будут являться дети. Обыгрывание различных ситуаций делает игру увлекательной и позволяет ребенку окунуться в жизненную реальность [4, с. 61]. Таким образом, все проблемы по безопасности жизнедеятельности, которые так необходимо знать и уметь решать детям в дошкольном возрасте осознаются ими в игровых ситуациях. Задача педагогов дошкольного образования — создать для ребенка условия, в которых он мог бы осваивать необходимые знаний, помочь детям дошкольного возраста выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры, потому, как игра необходима для здоровья ребёнка. Она делает его жизнь содержательней полной и создает уверенность в своих силах. Литература: Деркунская, В. А. Образовательная область «Здоровье». Как работать по программе «Детство» : учебно-методическое пособие / В. А. Деркунская– СПб. : Юный ученый, 2010. Иванова, Л. В. Безопасность малыша / Л. В. Иванова. — СПб. : Издательский Дом «Литература», 2011. Шалаева, Г. П. Новые правила поведения для воспитанных детей / Г. П. Шалаева, О. М. Журавлева. — М., 2011. Шорыгина, Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей / Т. А. Шорыгина. — М., 2004.