Любовь
Формирование у детей 4–5 лет представлений о малой Родине
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастающие требования и обновление системы дошкольного образования необходимо предполагают обращение внимания педагогов и родителей к проблеме формирования у подрастающего поколения основ патриотизма, ценностного отношения к родному краю, городу. Ценностное отношение к малой родине является неотъемлемой и значимой часть аксиологического опыта личности человека в целом. В соответствии с ФГОС ДО «формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа» входит в содержание области «Познавательное развитие», а «формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье» – в
Публикация «Формирование у детей 4–5 лет представлений о малой Родине» размещена в разделах
содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» [1]. Исходя из этого, можно сказать, что формирование представлений о родном крае, ценностного отношения к нему есть важный компонент дошкольного образования.
Дошкольный возраст является периодом активного становление основ личности развивающегося человека, что позволяет интенсивно развивать у детей высшие нравственные чувства, одним из которых является ценностное
отношение к родному краю, городу. К тому же данное направление работы открывает широкие возможности для психического развития дошкольника в целом. Краеведческая работа создает условия для формирования у детей
дошкольного возраста слаженной системы знаний о взаимосвязях между человеком и природой, об историческом развитии и судьбах родного края, о себе и своей социальной роли, о своей семье, своей принадлежности к определенной нации и роду. А также развиваются речь, память, мышление, воображение, самостоятельность, творчество, инициативность, формируются такие качества, как доброжелательность, чуткость. Дети приобретают навыки
сотрудничества в процессе общения друг с другом, учатся самоорганизации, взаимопомощи [2]. Основы патриотизма и гражданственности формируются у дошкольников на основе того опыта, который дети приобретают, проживая
на своей малой родине, усваивая установленные в обществе нормы и правила поведения. Большое значение для патриотического воспитания имеет наличие у детей интереса и ценностного отношения к истории и культуре родного края и страны. То есть путь к чувству патриотизма, любви к Отчизне лежит через постепенные шаги: любовь к родному краю и городу, отчему дому, к детскому саду. Анализ исследований, раскрывающих специфику и суть нравственно-патриотического воспитания дошкольников, показывает, что российская педагогика давно занимается изучением данной проблемы. Аспекты нравственно-патриотического воспитания раскрываются в трудах Е. Б. Алтабаевой, В. Г. Белинского, М. И. Богомоловой,
И. Ф. Виноградовой, Е. Н. Водовозов, Н. А. Добролюбова, Р. И. Жуковской, С. А. Козловой, А. С. Макаренко, Э. К. Сусловой, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др. Исследователи обращаются к изучению различных направлений ознакомления детей с малой родиной, описывают методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста. Авторы изучают особенности формирования у дошкольников представлений о малой родине в продуктивной деятельности (И. П. Новиченкова, 2014, в сюжетно-дидактической игре (Н. В. Кущ, А. В. Мельничук, А. В. Шутегова, 2016; З. Т. Бирюкова, С. О. Грунина, 2019, в процессе экскурсий (А. Н. Пелихова, С. С. Тарасенко, 2016, посредством познавательно-исследовательского проекта (М. В. Рыскова, С. М. Модина, 2016; Е. В. Вахрушина, 2017; В. В. Афанасьева, В. И. Мишанина, 2017, виртуальных экскурсий (З. Т. Бирюкова, 2019) и пр.
Исследователи нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста отмечают, что перед ним стоят следующие задачи: формирование гражданской позиции, нравственных качеств личности и патриотических чувств; воспитание любви и привязанности к своей семье, родному дому, краю; воспитание любви и уважения к народу, его обычаям, традициям; формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому; формирование художественного вкуса, развитие
творческих способностей; воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых [3]. Ожидаемым результатом нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является наличие знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного
города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма; привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей [4].Несмотря на пристальный интерес исследователей, изучение проблемы формирования представлений о малой родине не теряет своей актуальности, так как каждое региональное поселение отличается своими особенностями культуры и традиций, своим неповторимым ходом исторического развития, своим набором постоянно обновляющихся достопримечательностей [5]. Е. Ю. Александрова, Н. Мельникова подчеркивают, что очень значимо строить процесс ознакомления дошкольников с родным краем, выделив все лучшее и значимое в их истории, раскрыв сложность и неоднозначность происходящего [6].
Ознакомление детей дошкольного возраста с малой родиной является одним из направлений нравственно-патриотического воспитания дошкольников и происходит через активную предметно-наглядную деятельность по познанию окружающего ребенка мира, который включает
семью ребенка, родной дом и улицу, на которой он стоит, парк, лес и пр. При оценке представлений детей дошкольного возраста о малой родине важно учитывать разные компоненты. Знаниевый компонент включает знание названия населенного пункта, в котором живет ребенок, его достопримечательностей, символов, представления о жизни, творчестве людей, населяющих малую родину, о природе и истории родного края. Любовь к малой родине, интерес к происходящим событиям, восхищение
достижениями, природой составляют содержание эмоционального компонента. Конативный компонент представлен поступками и действиями детей относительно других людей, общественного имущества, их участием в
общественно-значимых мероприятиях. Мотивационный компонент предполагает проявление интереса детей к малой родине, к ее прошлому и настоящему, стремление к патриотической деятельности [7]. У детей 4–5 лет патриотизм проявляется в виде потребности совершать добрые дела, помогать людям и животным, испытывать сострадание, иметь «чувство соб-
ственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира» [8]. Педагоги-практики отмечают, что возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют им рассказывать о своей семье, ее традициях, о родном городе,
о природе, активно участвовать в групповых и общесадовских мероприятиях, демонстрировать желание стать представителем определенной профессии, с интересом наблюдать за миром животных и растений, бережно относиться к ним [4]. Для определения уровня сформированности у детей 4–5 лет представлений о малой родине используются беседы с детьми и родителями, анкетирование воспитателей, наблюдения за деятельностью детей, игровые и творческие задания. Анализ и обобщение результатов позволяют говорить о том, что более половины детей 4–5 лет обладают общими представлениями об истории, культуре и природе малой родины, о занятиях и традициях населяющих ее людей. Но у большинства средних дошкольников эти представления носят разрозненный и схематичный характер, дети проявляют заинтересованность к тем или иным аспектам прошлого и настоящего малой родины, но
путают или забывают информацию. Полученные результаты указывают на необходимость проведения целенаправленной организованной работы по формированию у средних дошкольников представлений о малой родине. При осуществлении работы по формированию у детей 4–5 лет представлений
о малой родине важно учитывать несколько моментов. Во-первых, строить работу в соответствии с принципом постепенного усложнения материала, то есть начинать с объектов, которые ребенку лично знакомы, близки и
значимы, а затем переходить к более общим культурно-историческим фактам. Во-вторых, создать условия для того, чтобы исторические факты, события, места приобретали для ребенка личностное значение. Достижение этого возможно через активное приобщение дошкольника к социальной действительности. В-третьих, выстраивать последовательную связь и временную преемственность культурного наследия через развитие
музейной педагогики. В-четвертых, предоставить дошкольникам возможность выбирать предпочитаемый ими вид деятельности, в котором будет происходить приобщение к истории и культуре родного края, по-
знание его достопримечательностей. Использование игровой, продуктивной, изобразительной и других видов деятельности позволит соблюсти принципы деятельностного подхода. В-пятых, реализовать активное
приобщение ребенка к культурным традициям города через погружение в атмосферу городских праздников, знакомство с жителями. В-шестых, отбираемые для ознакомления с достопримечательностями родного города методы должны повышать познавательную и эмоциональную активность детей 4–5 лет. В-седьмых, обогащать развивающую предметно-пространственную
среду дошкольной образовательной организации краеведческим материалом, отражающим историю родного края и происхождение тех или иных достопримечательностей. Это могут быть музейные уголки, предметы быта, литературные и музыкальные произведения и пр. В-восьмых, важно организовать работу не только с детьми, но и с семьями воспитанников. Это обеспечит преемственность поколений, даст новый источник поступления знаний и возможность закрепления материала. В-девятых, учитывать в процессе работы индивидуально-психологические особенности и уровень
развития детей, создать условия для самореализации каждого дошкольника [8].Формирование у детей 4–5 лет представлений о малой родине может реализовываться посредством множества разнообразных форм работы. Это могут быть наблюдение, прогулки, экскурсии, игра, беседа, рассказ, чтение художественных произведений и сказок, рассматривание иллюстраций, репродукций, видеофильмов, разучивание стихов, песен, пословиц, рисование, аппликация, лепка и пр. Информация о малой родине должна вызывать у дошкольников позитивные эмоции, а также стимулировать активную деятельность: нарисовать, рассказать и пр. Разработка содержания работы со средними дошкольниками происходит на основе разработок педагогов г. о. Тольятти С. Е. Анфисовой, Е. В. Бабич, О. В. Горбачевой, Н. А. Данилиной, О. В. Дыбиной, Н. Г. Кибановой, Т. И. Киреевой, Н. А. Клеминой, А. Ю. Козловой, Е. А. Мокриевой, А. А. Ошкиной, О. С. Рогачевой, Е. А. Сидякиной,
В. А. Станововой и др. и имеющегося опыта работы в данном направлении детского сада № 120 «Сказочный».Прогулки и экскурсии по родному городу являются одним из основных форм работы с дошкольниками. Начинаются они с путешествий по близлежащей территории, где дети осматривают здание детского сада, игровые площадки, зеленые насаждения, узнают о сотрудниках дошкольной образовательной организации, создающих и поддерживающих окружающее пространство. В процессе работы с детьми используются разноо-
бразные дидактические игры, основанные на краеведческом материале: «Узнай и назови», «Найди такую же», «Что перепутал художник», «Заколдованный город», «Собери целое из частей», «Волшебный микрофон», «В прошлое предметов», «Узнай по описанию», «Мой город», «Профессии моих родителей» и др. Для вовлечения в процесс формирования у детей
4–5 лет представлений о малой родине родителей воспитанников активно используются творческие домашние задания «Герб моей семьи», «Семейный фотоальбом», «Семейная экскурсия» и пр. Результаты
совместной деятельности детей и родителей, рисунки и поделки служат материалом для организации регулярных выставок в группе дошкольной образовательной организации. количество детей 4–5 лет с высоким уровнем сформированности представлений о малой родине возросло вдвое, количество детей с низким и средним уровнем снизилось. Таким образом, формирование у дошкольников представлений о малой родине следует начинать как можно раньше, учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенности детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». М.,
2013.
2. Барыкова Л. П. Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики // Педагогическое образование на Алтае. 2016. № 1. С. 167–174.
3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4–7 лет. М. : Сфера, 2007. 224 с.
4. Рожкова С. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: методическая разработка // Социальная сеть работников образования. URL : nsportal.ru ( дата обращения: 12.02.2020).
5. Захарчук А. Л. Методические особенности формирования представлений о малой родине у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2015. № 2 (02). С. 25–27.
6. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты и разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е. Ю. Александрова и др. Волгоград: Учитель, 2007. 203 с.
7. Бородина Е. Н. Модель нравственно-патриотического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL : https://www.science-education.ru/123-20011 ( дата обращения: 12.04.2020).
8. Новиченкова И. П. Формирование представлений о достопримечательностях родного города у детей 4–5 лет посредством продуктивной деятельности // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения». 2014. № 1. С. 390–397.