татьяна шумилина
Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности
Воспитатель
СП «Детский сад №7 «Ягодка»
ГБОУ СОШ №3 г. о. Чапаевск
Шумилина Т. А.
На современном этапе вся система дошкольного образования направлена на развитие и совершенствование личностной сферы дошкольника, и успешную социализацию ребенка в окружающем его мире. В последние годы заметно возрос интерес к использованию искусства как в целях художественно – эстетического воспитания, так и в целях коррекционной работы с детьми, имеющих отклонения в развитии. Это связано с тем, что искусство имеет специальные функции, с помощью которых человек может научиться рассказывать о своем внутреннем мире, о том, что его волнует, тревожит, радует. (Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко)
Публикация «Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
Работая с детьми с ОНР, характеризующимися недоразвитием лексики, грамматики, фонетики и связной речи, ищу наиболее эффективные способы коррекции речевой патологии. Пришла к выводу, что театральная деятельность близка и понятна ребенку, способствует развитию интереса и творческих способностей, проявлению любознательности, развитию ассоциативного мышления, создает мотивацию общения, когда у ребенка возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями со сверстниками и взрослыми. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, мы вместе с детьми знакомимся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, вместе думаем, анализируем, делаем выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний у моих детей активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Дети любят играть, они замечательные актеры: стоит надеть костюм, и ребенок сразу входит в образ. Моя задача - заинтересовать ребенка так, чтобы он захотел продолжить игру, дать возможность сделать что-то по-своему. При этом важно проявить партнерскую позицию - только тогда игра постепенно превращается в настоящий спектакль.
Я руковожу работой театрального кружка «В гостях у сказки». Мной разработан календарный план занятий. Тематическое планирование для средней группы включает в себя следующие циклы:
Сентябрь. «Нарядись и в сказочного героя превратись»
Октябрь. «Отгадай и поиграй» (разучивание фрагментов кукольного спектакля «Рукавичка»)
Ноябрь. «Сказка в гости приходи» (разыгрывание сценок из сказки «Колобок»)
Декабрь. «Упражнения в чтении по ролям» («Сказка об умном мышонке» С. Маршака).
Январь. «Театральные этюды, работа над выразительностью речи по русской народной сказке «Заяц – хваста».
Февраль «Этюды на выразительность мимики жеста» (Театрально-музыкальная сказка «Кошкин дом» Чуковского).
Март «Песенные и танцевальные и игровые импровизации» («Кошкин дом» К. Чуковского).
Апрель. «Репетиция музыкально - театральной сказки «Кошкин дом» Чуковского.
Май. «Месяц май, приходи, к нам сказку приводи». (Показ театрально - музыкальной сказки «Кошкин дом» Чуковского)
Подготовка спектакля проходит по следующим этапам:
-с детьми читаем сценарий сказки, обсуждаем, решаем, кто какие роли хотел бы выполнять в спектакле.
-рисуем предполагаемые декорации, костюмы персонажей, лепим героев сказки из пластилина.
-слушаем музыку и стараемся выбрать определенные музыкальные фрагменты для спектакля.
-совместно с родителями делаем рисунки декораций, костюмы, украшаем группу, готовим объявление о предстоящем выступлении.
-репетиция с детьми фрагментов, песенных и танцевальных импровизаций выбранной нами сказки.
Нужно отметить, что у детей часто возникает стремление перевоплощаться в разных героев сказки, они часто хотят меняться ролями. Я поощряю это желание и стараюсь как можно чаще предоставлять им эту возможность.
В мою практику вошла такая традиция: показывать спектакль сначала одним составом, затем другим. Иногда возникает такая ситуация, когда никто из детей не желает играть отрицательного персонажа, но мы нашли выход из этой ситуации. За ребенка это делает кукла.
Начиная работать над спектаклем с участием маленьких детей, я учитываю то, что представление должно быть недолгим и несложным, немногословным - больше действий и событий. Костюмы и декорации – красочные и привлекательные.
Спектакль, поставленный совместно с детьми и родителями - это форма работы, которая часто используется мною. Дети становятся более раскрепощенными, общительными. Создается атмосфера праздника с элементами театрально-игрового творчества, увлекательная игра, участники которой получают массу эстетических удовольствий, эмоциональных открытий, приобщаются к духовному богатству.